Основной груз

Будущее КО напрямую зависит от «прорыва» экспортных поставок на восток


Будущее Кемеровской области в условиях современного рынка напрямую зависит от успеха российской угольной промышленности, а также «прорыва» экспортных поставок на Восток

Уголь стал основным грузом для акционерного общества «РЖД», и его доля в грузообороте выросла за 10 лет с 35 до 44 процентов.

Долгосрочное соглашение

ОАО «РЖД» подписало с правительством Кузбасса соглашение, регламентирующее объемы перевозки угля в самом перспективном и востребованном угольными предприятиями на сегодняшний день направлении Восточного полигона. Документ определяет параметры транспортировки на период до 2035 года и нацелен на поддержку российских поставщиков в ситуации снижения цен на сырье на западных рынках.

Это соглашение дополняет основной документ о взаимодействии по обеспечению перевозки железнодорожным транспортом продукции, производимой на территории Кемеровской области, на период с 2019 по 2035 год, который был выработан еще летом прошлого года на Петербургском международном экономическом форуме. Он предусматривал экспорт угля около 195 миллионов тонн в год (в перспективе — больше), но начало 2020 года показало, что за два месяца (январь-февраль) отгрузка в восточном направлении из Кузбасса даже сократилась на примерно миллион тонн по сравнению с зимой 2019-го.

Сергей Цивилев, губернатор Кузбасса, назвал соглашение серьезным компромиссным решением.

Только в этом году планируется отправить 53 миллиона тонн каменного угля из Кузбасса в сторону АТР (Азиатско-Тихоокеанского региона). Соглашение предусматривает распределение объемов перевозок по каждому месяцу, обеспечивая угольным предприятиям гарантию поставок до конца года.

В целом Российские железные дороги обязались перевезти в этом году не менее 138,1 миллиона тонн кузбасского угля. Компании планируют предъявить к перевозке, а ОАО «РЖД» – обеспечить транспортировку в южном направлении более 21,1 миллиона тонн каменного угля, в том числе не менее 9,41 миллиона тонн – на экспорт в направлении российских портов Азово-Черноморского бассейна и 11,73 миллиона тонн – во внутрироссийском сообщении.

Еще 64 миллиона тонн кузбасского угля планируется отправить в северо-западном направлении, в том числе 50,35 миллиона тонн – в адрес российских портов Северо-Запада, 13,6 миллиона тонн – во внутрироссийском сообщении. Эти объемы соответствуют уровню 2019 года.

Компания предоставит максимально возможные скидки по этим направлениям в 12,8 процента. Напомним, что решения по скидкам были объявлены ранее — в начале марта для перевозок в северо-западном направлении, затем – в южном.

Первый заместитель председателя правительства РФ Андрей Белоусов во время рабочей поездки в Кузбасс заявил о том, что развитие Восточного полигона ОАО «РЖД» (БАМ и Транссиб) позволит увеличить экспорт угля из России в восточном направлении до 195 миллионов тонн в год в 2025 году, это станет основой стабильного развития угольной отрасли.

Сейчас первоочередная задача: выйти на объемы вывоза угля не ниже, чем в прошлом году.

Модернизация БАМа и Транссиба

Уже не первый год мы сосредотачиваем свои усилия в направлении Азиатско-Тихоокеанского региона, на рынок, который сейчас, невзирая ни на что, все равно растет. Строятся новые и наращиваются мощности действующих угольных терминалов в российских портах Дальнего Востока, в Азово-Черноморском и Арктическом бассейнах. Чтобы повысить пропускную способность железных дорог и создать условия для экспорта кузбасского угля на перспективные рынки стран Азии, необходимо в первую очередь решить задачи по ускорению модернизации Восточного полигона.

Основные надежды угольщиков связаны сегодня с планами по апгрейду БАМа и Транссиба. Согласно проекту, к 2024 году пропускная способность железнодорожных линий должна увеличиться до 180 миллионов тонн грузов в год. Сравнивая магистрали с этими показателями за 2012 год, говорят, что поток станет больше втрое. В прошлом году показатель уже удвоился по сравнению с 2012-м и составил 114 миллионов тонн.

ОАО «РЖД» занимается реализацией проекта с 2013 года. По словам представителей компании, уже проделана большая работа по расшивке «узких» мест линий, модернизировано свыше 5 тысяч километров пути, построено и реконструировано 39 станций и 97 искусственных сооружений (мосты и тоннели).

Объем финансирования первого этапа составил свыше 380 миллиардов рублей, более половины из которых инвестировало ОАО «РЖД», а часть средств была получена из федерального бюджета и Фонда национального благосостояния.

Ворота Восточного полигона

В феврале этого года РЖД получили более 8 миллиардов рублей на реализацию программы «Комплексное развитие участка Междуреченск – Тайшет». Средства предназначены для финансирования проекта по строительству участка Междуреченск—Тайшет, обеспечивающего выход грузов из Кузбасса на Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали. Этот участок еще называют воротами Восточного полигона, так как он стыкуется с Западно-Сибирской железной дорогой. По данной линии уголь перевозится из Кемеровской области, Хакасии и Красноярского края к портам Дальнего Востока.

Всего РЖД вложат в модернизацию ветки Междуреченск — Тайшет суммарно за пять лет (2020–2024) 110 миллиардов рублей.

В настоящий момент действуют четыре программы по комплексному развитию названной железнодорожной линии. В 2019 году инвестиции по ней составили порядка 9 миллиардов рублей. Сегодня выполнено 66% запланированных по программе работ.

В составе проекта запланировано строительство двадцати двух объектов, в том числе укладка железнодорожных путей общей протяженностью 180 километров. К сегодняшнему дню закончено строительство шести из 22 объектов: разъезд Кирба на перегоне Ханкуль — Хоных, четные парки станций Абакан и Иланская, соединительный путь Авда — Громадская, 2-й Джебский тоннель на перегоне Джебь — Щетинкино (пусковой комплекс), Лукашевич — Кравченко (2-й этап) на общую сумму 7,8 миллиарда рублей.

Проект транспортной стратегии

Проект транспортной стратегии РФ на период до 2035 года в основном одобрен правительством РФ, в апреле будет проводиться его доработка.

До 27 апреля в правительстве РФ ожидают предложения Минтранса, согласованные с министром обороны Сергеем Шойгу, «по обеспечению завершения строительства участка железной дороги Кызыл — Курагино».

Проект, напрямую связанный с разработкой Элегестского месторождения коксующегося угля, находится в подвешенном состоянии уже более десяти лет, и сроки его исполнения постоянно откладывались.

Это строительство однопутки протяженностью 410 километров, ГОК на Элегестском месторождении, угольного портового терминала «Ванино» мощностью 15 миллионов тонн в год и создание тепловой электростанции. Предполагается, что по железной дороге сможет ежедневно ходить до девятнадцати пар поездов, а на ее строительство уйдет четыре с половиной года. На возведение ГОК — четыре года и на угольный терминал — три года. Строительство дороги к Элегестскому месторождению является частью комплексного инвестиционного проекта (КИП) «Енисейская Сибирь». Проект должен быть реализован до 2024 года, а общий объем инвестиций превышает 360 миллиардов рублей. Путь имеет также стратегическое значение. Речь идет и о том, что в будущем он может быть продлен в Монголию, а затем — в Китай.

Неоднократно в правительстве обсуждалась часть стратегии, касающаяся увеличения экономической связанности территории России и скорости доставки грузов железными дорогами. Закладывается реализация серии крупных инфраструктурных проектов, в том числе строительство высокоскоростных магистралей и перехода с материка на Сахалин.

Разработанные Минэнерго России совместно с причастными организациями параметры экспорта угля в ПРУП в восточном направлении легли в основу грузовой базы проектов развития железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона.

Отраслевое издание РЖД «Гудок» цитирует начальника департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД» Антона Рышкова:

— Основной прирост экспортных перевозок угля на восток ожидается из кластера Новосибирской, Кемеровской областей и Хакасии, а также в Дальневосточном кластере (Якутия, Амурская область, Приморский и Хабаровский края). В совокупности эти кластеры обеспечат более 90% прироста экспортных потоков угля на восток.

С точки зрения конкурентоспособности и рентабельности продаж продукции угледобывающей отрасли Минэнерго прогнозирует значительное увеличение поставок российского угля в страны Восточной Азии (Китай, Южная Корея, Япония и других), с которыми у российских компаний уже сформированы контакты, а также в направлении стран Западной Азии (Индии, Пакистана и другие) в связи с наращиванием энергопотребления как населением, так и промышленными предприятиями.

Евгения Райнеш


2024-МАЙНИНГ