Платить, а не расплачиваться

Промышленная безопасность — ответственность государства, бизнеса и общества


«За безопасность приходится платить, а за ее отсутствие — расплачиваться!» — таким стал неформальный девиз первого форума-диалога «Промышленная безопасность — ответственность государства, бизнеса и общества», прошедшего в Москве 1-2 октября нынешнего года

Промбезопасность — понятие емкое

Организаторами встречи выступили Общественный совет при Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), Общественный совет при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, Неправительственный экологический фонд имени В.И. Вернадского, Российская экологическая академия и Научно-исследовательский институт проблем экологии. Инициатива общественников получила полную поддержку руководства Ростехнадзора, принявшего активное участие в мероприятиях форума в полном составе. С пониманием к идее отнеслись и в высших эшелонах российской власти. Так, с приветствием к участникам обратился председатель правительства Дмитрий Медведев, отметивший, в частности: «Промышленная безопасность — очень емкое понятие. Это не только предупреждение техногенных аварий, снижение негативного воздействия на окружающую среду, сохранение жизни и здоровья людей. Это еще и модернизация национальной экономики, повышение ее конкурентоспособности, стимулирование инновационной деятельности предприятий и, в целом, — создание условий, обеспечивающих рост ВВП. Решение этих задач имеет стратегическое значение, особенно с учетом вызовов, с которыми столкнулась наша страна. Важно организовать работу промышленности таким образом, чтобы она не испытывала избыточного давления со стороны государства, но при этом соблюдались все необходимые требования безопасности».

Главной целью форума-диалога было обозначено совершенствование эффективности системы промышленной безопасности в ведущих отраслях промышленности, оборонно-промышленном и строительном комплексах, повышение открытости и прозрачности принятия и реализации решений в этой сфере, улучшение межведомственного взаимодействия в данных вопросах.

То, что проблема реально назрела, показал интерес, проявленный к форуму со стороны всех заявленных для диалога сторон, то есть государства, бизнеса и общественности. Что, к слову, оказалось даже некоторой неожиданностью для организаторов: выбранный в качестве площадки для дискуссий международный мультимедийный пресс-центр МИА «Россия сегодня» оба дня работы с трудом вмещал всех желающих. По признанию Владимира Грачева, председателя Общественного совета при Ростехнадзоре, предполагалось, что форум соберет не более 300 участников. В реалии оказалось более 1000 — в том числе — представители органов государственной власти, Минпромторга, Минэнерго, МЧС, Минобороны, Минприроды и их подведомственных организаций, крупных промышленных корпораций (таких, как Госкорпорация «Росатом», ОАО «Газпром», ОАО «Татнефть», ОАО «Лукойл», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «СУЭК») и других компаний, многочисленных общественных институтов.

Адаптировать правила и нормы

— Можно сказать, что на форуме мы имеем школу высшего инженерного мастерства. Надеюсь, что ее участники помогут выявить слабые места в контрольно-надзорной работе по обеспечению безопасности и охране труда в базовых отраслях промышленности, и особенно — в угольной отрасли, — отметил гость мероприятия, заместитель председателя комитета Совета Федерации РФ по экономической политике, сенатор от Кемеровской области Сергей Шатиров, главный редактор журнала «Уголь Кузбасса». — Хочу напомнить, что еще не так давно в России с пугающей регулярностью происходили катастрофы на шахтах, сопровождавшиеся большим количеством жертв и тяжелейшими последствиями, и это свидетельствовало о том, что в угольной промышленности не срабатывает система предупреждения. Потребовалось вмешательство высших лиц государства, чтобы переломить ситуацию. В том числе, из непрофильного Министерства природных ресурсов был выведен Ростехнадзор, а военизированные горноспасательные части, которые на тот момент вообще имели статус акционерного общества, были переданы в МЧС — в единую систему контроля и предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий. Мы поставили задачу исправления системных ошибок, комплексного обеспечения безопасности работ на угольных предприятиях. Сегодня стоит задача добиться, чтобы законы, правила и нормы системы безопасности успешно адаптировались к новым технологиям, а человеческий фактор как основная причина аварий был сведен к минимуму.

Контроль по-новому

К слову, в кулуарах перед началом форума находились и скептики, опасавшиеся, что диалог сведется к высказыванию взаимных претензий сторон, в частности, представителей бизнес-сообщества к госструктурам. Но этого не случилось. Возможный неконструктивный градус дискуссии еще на открытии снизил руководитель Ростехнадзора Алексей Алешин, заявивший, что его служба заинтересована в минимизации аварийности при одновременном снижении «административного пресса»:

— Сегодня Ростехнадзор последовательно реализует курс на внедрение новых методов контроля, включая риск-ориентированный надзор. С 1 января 2014 года контрольная и разрешительная деятельность Ростехнадзора (впервые в практике российских надзорных органов) дифференцирована с учетом степени риска и масштаба возможных последствий аварий на опасных производственных объектах. Как результат, количество плановых проверок, проводимых в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, сократилось почти на 58 процентов, общее количество плановых и внеплановых проверок — на 27 процентов.

Одновременно в Ростехнадзоре продолжают активную борьбу «за чистоту мундира». Например, для того чтобы возможность нечистоплотных экспертов «порешать вопросы» в сфере промышленной безопасности, оформив липовые заключения, ушла в прошлое, в службе был реализован комплекс мер. В частности, повышены требования к экспертам, внедрена принципиально новая система их аттестации, а в настоящее время ждет «подписи» проект постановления правительства РФ, повышающий лицензионные требования к экспертным организациям — эта мера должна поспособствовать защите производственного бизнеса от недобросовестных экспертных организаций.

Обратил внимание глава Ростехнадзора и на другую проблему. Вопросы аттестации и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, надежности и безопасности в электроэнергетике до сих пор в должной мере законодательно не урегулированы. Как результат: при расследовании аварий выясняется, что свидетельства у допустивших их работников есть, а знаний и навыков — нет. Поэтому разработан законопроект, ориентированный на совершенствование процедур аттестации и проверки знаний руководителей, специалистов и работников предприятий и организаций этой сферы.

Также в Ростехнадзоре стараются идти в ногу со временем, развивая информационные технологии. К примеру, служба проводит мероприятия по созданию системы дистанционного мониторинга технологических процессов на опасных производственных объектах с применением современных средств телеметрии, информационно-коммуникационных технологий. Стоит задача «увязать» информационные системы, созданные в эксплуатирующих организациях, с информационными ресурсами Ростехнадзора, что позволит не только качественно прогнозировать возникновение аварий, но и давать рекомендации эксплуатирующим организациям, а также распределять проверки по объектам с учетом изменяющихся рисков эксплуатации.

Научить не нарушать!

В рамках форума-диалога прошли тематические круглые столы, посвященные актуальным задачам в сферах промышленной и экологической безопасности. В том числе состоялась большая дискуссия о промышленной безопасности на угольных предприятиях. Одним из ее участников стал заместитель министра энергетики РФ Анатолий Яновский, давший анализ ситуации в угольной отрасли. В частности, он напомнил, что 20 лет назад началась реализация программы реструктуризации угольной отрасли:

— В результате реформы было ликвидировано более 200 нерентабельных шахт и разрезов, на которых регулярно гибли люди, состоялся переход на свободное ценообразование, что позволило отказаться от дотаций из федерального бюджета. Кроме того, произошла приватизация угольных предприятий, и в настоящее время угольная отрасль стала полностью частной. В результате за 20 лет производительность труда выросла в 4,5 раза при сокращении численности занятых в отрасли с 950 до 150 тысяч человек. При этом удалось решить острейшие социальные проблемы угледобывающих регионов. Сегодня, несмотря на экономический кризис, продолжается рост добычи угля, и в этих условиях основным драйвером развития угледобычи в России стал экспорт угля. Кроме того, в 1 полугодии 2015 года наблюдается увеличение потребления угля на внутреннем рынке. Также кратно сократились аварийность и травматизм среди горняков, за 2013-2014 годы существенно вырос уровень обеспечения системы безопасности, предупреждающей аварии.

При этом важным условием обеспечения безопасности на предприятиях, считает замминистра, остается человеческий фактор. Так, согласно оценке условий труда по результатам 2014 года, около 90 процентов рабочих мест в угольной отрасли отнесено к вредным и 30 процентов — к травмоопасным. Именно поэтому особое внимание уделяется ответственности работодателя и работника за происходящее на предприятии. В 2014 году к ответственности за несоблюдение норм промышленной безопасности было привлечено 143 юридических лица из 249 работающих в отрасли и 6 500 физических лиц, то есть каждый 20-й сотрудник. В Минэнерго России на постоянной основе ведется комплексная работа по подготовке соответствующих мер по повышению промышленной безопасности. Реализуется Программа по обеспечению дальнейшего улучшения условий труда, повышения безопасности ведения горных работ, снижения аварийности и травматизма в угольной промышленности, поддержания боеготовности военизированных горноспасательных, аварийно-спасательных частей. Важнейшая задача — стимулировать угольные предприятия, чтобы те регулярно занимались повышением уровня образования и квалификации своих сотрудников. В этой связи с участием Минэнерго принят целый ряд мер. В частности, утверждена концепция совершенствования подготовки и повышения квалификации персонала для организаций угольной отрасли, а также введена норма об обязательном повышении квалификации руководителями и специалистами, осуществляющими руководство горными и взрывными работами не реже чем каждые пять лет.

На повестке дня — широкое привлечение вузов и средних специальных учебных заведений к сотрудничеству с министерством. Одним из шагов в этом направлении, например, стало создание Молодежного форума лидеров горного дела — молодежной организации, куда входят студенты и аспиранты технических вузов. Для них организуются школы по обмену опытом, соревнования, стажировки в ведущих угольных компаниях.

Необходимость совершенствования системы подготовки горных инженеров подчеркнул и Юрий Малышев, директор Государственного геологического музея имени В.И. Вернадского, академик РАН, в прошлом — руководитель «Росугля»:

— Угольная отрасль сегодня кардинально меняется. На разрезы и шахты приходит новая техника, которая не снилась не только нашим предшественникам, но и нашему поколению. Сегодня появились «Бел­АЗы» грузоподъемностью в 450 тонн, экскаваторы с объемом ковша в 30-40 кубометров. На первый план все активнее выходит электроника. Понятно, что управление такими современными машинами требует высочайшей квалификации, и нужно учебный процесс активнее связывать с производством. В этой связи интересен опыт сотрудничества компании «СУЭК-Кузбасс» и Кузбасского государственного технического университета, когда директора предприятий привлекаются к проведению лекций, а студенты готовят курсовые и дипломные работы под конкретные производственные задачи.

С другой стороны, у выпускника вуза должен быть стимул к совершенствованию своей квалификации. В этой связи, мне кажется, было бы интересно попробовать ввести градацию горных инженеров, разбив их на несколько категорий. Захочешь продвижения по карьерной лестнице или большей зарплаты — работай над собой!

Человеческий фактор — к минимуму

Много внимания на «угольном» круглом столе, естественно, было уделено вопросам обеспечения безопасности шахтерского труда.

В профессиональной среде угольщиков не принято зарекаться от возможности аварий — сложные горно-геологические условия, в которых добывается уголь, недостаток современных технических средств обеспечения безопасности и ряд других причин не позволяют исключить элемент трагической случайности. И все же статистика свидетельствует о наметившейся тенденции к снижению смертельного травматизма в угольной отрасли России.

Если в советские времена на один миллион добытого черного золота приходилась одна человеческая жизнь, то, например, за 2014 год удельный смертельный травматизм в отрасли составил, по данным Ростехнадзора, 0,07 человека на миллион тонн — это соответствует наилучшим значениям в развитых угледобывающих странах. Для сравнения: в современной России 2004 года этот показатель составлял 0,52, а в 2010 году — 0,41.

А вот статистика по Кемеровской области. В 2014 году предприятиями региона было добыто 210,9 миллиона тонн угля. В то же время погибло 19 горняков — это наименьшее число смертельных случаев за последние 25 лет.

В Кузбассе, как отмечалось на форуме-диалоге, при активной поддержке губернатора А.Г. Тулеева накоплен большой положительный опыт по обеспечению безопасности, который было бы неплохо распространить и на другие предприятия, улучшая статистику угольной промышленности по несчастным случаям и авариям на производстве.

Один из таких позитивных примеров в этой сфере — ОАО «СУЭК-Кузбасс». На предприятиях компании стараются минимизировать человеческий фактор в производстве и в контроле за соблюдением норм и правил безопасности, вводя такие технические устройства, как системы промышленного видеонаблюдения и магнитные станции. Система позволяет не только отслеживать ситуацию при работе, но и контролировать безопасность, так как имеет способность, например, отключать конвейер, если на него попал человек.

Короткое замыкание и искра могут послужить причиной взрыва скопившегося метана, поэтому электричество в шахтах — также особо важный момент. Магнитные станции призваны «заведовать» электропитанием оборудования в проходческих забоях шахт. Внедрение магнитных станций, полностью управляемых компьютерами под руководством людей со спецдопуском, исключает влияние работников забоя на эту станцию, что опять же сокращает человеческий фактор.

В целом, как отмечали многие участники форума-диалога, мероприятия, проводимые контролирующими и надзорными органами, внедрение на предприятиях угольной промышленности современных систем управления промышленной безопасностью, закрытие в ходе реструктуризации «шахт-убийц» (таких, как «Черкасовская» в Киселевске, где каждый год гибло не менее десятка шахтеров), модернизация действующих производств помогли снизить остроту проблемы. От собственников предприятий сейчас ждут больше инвестиций в «человеческий ресурс», то есть в программы обучения, развития производственной культуры безопасности.

На церемонии закрытия руководитель Ростехнадзора Алексей Алешин отметил, что форум-диалог выполнил свою задачу:

— Мы получили отличную площадку, на которой представители бизнеса, научного сообщества, общественных институтов, ведомств смогли обсудить проблемы промышленной безопасности, обменяться мнениями. Так что такие встречи обязательно будут продолжены!

По результатам дискуссий оргкомитет обработает до конца октября все высказанные предложения в итоговую резолюцию, которая будет направлена в Совет Федерации, Ростехнадзор, организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, общественные советы при Ростехнадзоре и Минпромторге России.

Александр Пономарев


2024-МАЙНИНГ