Обзор СМИ


Высокие достижения АО «Дальтрансуголь» к юбилею СУЭК
02.11.2016


Морвести - Один из самых современных угольных портов страны – Ванинский балкерный терминал АО «Дальтрансуголь», дочерней компании АО «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК), – построен в рекордно короткие сроки – с 2004 по 2008 год. Строительство мощного терминала в глубоководной бухте Мучке, позволяющей принимать балкеры грузоподъемностью до 200 тыс. тонн и находящейся в самой крайней точке Байкало-Амурской магистрали, было обусловлено возросшим спросом на уголь в странах АТР и перспективами развития угольной отрасли РФ.

О том, как работает и развивается в последние годы самый молодой из самых северных угольных портов страны, журналу «Морские порты» рассказал генеральный директор АО «Дальтрансуголь» Владимир Шаповал.

«МП»: Ванинский балкерный терминал, оператором которого является компания «Дальтрансуголь», сегодня является одним из самых современных, мощных и технологичных угольных терминалов на Дальнем Востоке. С какими показателями грузооборота Вы завершили 2015 год? О каких достижениях последних лет можете рассказать?

– 2016 год – юбилейный для Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК). Ей исполняется 15 лет. К этой дате СУЭК и ее дочернее предприятие АО «Дальтрансуголь» подошли с хорошими результатами.

При плановой мощности Ванинского балкерного терминала 12 млн тонн угля в год в 2014 году мы погрузили на флот более 17 млн тонн, в 2015-м – более 18 млн тонн. В настоящее время терминал способен перерабатывать 20 млн тонн, к концу года мы планируем довести этот показатель до 21 млн тонн угля.

АО «Дальтрансуголь» является одним из основных поставщиков средств в бюджеты разных уровней на территории Хабаровского края. Если сравнивать два предыдущих года, то в 2014-м в региональный бюджет компанией было перечислено 477,49 млн рублей, а в 2015-м – 508,32 млн. Увеличились и отчисления в местный бюджет – 33,58 млн и 37,40 млн рублей соответственно.

За 8 лет существования порта нами созданы сотни новых рабочих мест. Если в 2008-м, в год ввода терминала в эксплуатацию, здесь работало 158 человек, то в 2015-м штатная численность составляла уже 520 человек, а в 2016-м она вырастет до 560 работников. С развитием порта количество сотрудников будет расти. Заметьте, это только в порту. Строительство такого крупного порта автоматически создает новые рабочие места на территории – в структурах контролирующих органов, железной дороги, в малом и среднем бизнесе.

«МП»: В течение всех восьми лет с момента запуска терминал развивается и усовершенствуется. Что нового в процессе переработки грузов появилось за прошедшие годы: причалы, склады, конвейеры, вагоноопрокидыватели, другое технологическое оборудование?

– Современный морской порт живет в режиме постоянного развития и модернизации – это главное условие увеличения переработки грузов. И Ванинский балкерный терминал – не исключение.

Начну с того, что до СУЭК никто в России не строил современные высокотехнологичные угольные порты в районе, приравненном к Крайнему Северу. Мы стали первопроходцами. Ни подобного оборудования, ни подобных технологий на Дальнем Востоке не знали. Например, здесь впервые в России было применено круговое движение вагонов, что исключает простои и позволяет значительно увеличить обработку грузов. На терминале мы решили извечную проблему северных угольных портов – проблему смерзания угля: создан уникальный самоходный маневровый резательный комплекс (СМРК), позволяющий разрезать смерзшийся уголь прямо в вагонах на тонкие пластины.

В 2012 году, в рекордно короткие сроки, мы вышли на проектную мощность 12 млн тонн угля в год. К 2016 году всего терминал переработал 80 млн тонн экспортного угля, в текущем году запланирована перевалка юбилейной, 100-миллионной тонны.

Параллельно с выводом терминала на проектную мощность были заменены приводные станции с емкости 3500 тонн на 4200 тонн, введен в эксплуатацию четвертый стакер-реклаймер. Для повышения интенсивности выгрузки модернизировано оборудование вагоноопрокидывателя и сокращен цикл выгрузки с 8-10 минут до 4 минут в зимний период. В результате модернизации позиционеров скорость выгрузки вагонов летом сократилась с 3,5 до 2,8 минуты.

К этому стоит добавить, что в процессе эксплуатации терминала мы модернизировали под местные климатические условия современное импортное перегрузочное оборудование. Порт расположен в суровых северных широтах, поэтому продукция иностранных компаний не всегда давала нужный результат. Ее доводили до совершенства наши инженеры и ведущие ученые дальневосточных проектных институтов, справившись с этим на отлично.

В настоящее время АО «Дальтрансуголь» реализует масштабный проект по развитию собственной железнодорожной инфраструктуры для достижения способности перевалки в 24 млн тонн. 7 июня мы торжественно открыли движение поездов по первому пусковому комплексу данного проекта на станцию Терминал, минуя враждебное пересечение в нечетной горловине парка Токи (ОАО «РЖД»).

Это значительно повысит скорость прибытия и отправления поездов, исключит простой как груженых, так и порожних составов на путях общего пользования, увеличит производительность парка Токи станции Ванино и, главное, позволит максимально использовать перерабатывающую способность терминала АО «Дальтрансуголь». Уже сегодня мы можем принимать дополнительно 120 вагонов.

Строительство второй очереди – парка отправления с выходом на главный путь вокруг парка Токи и соединением двухпутным участком со станцией Терминал – даст возможность создать непрерывный цикл разгрузочных операций, полностью исключив образование заторов на вагоноопрокидывателях. Первый и второй комплексы в совокупности дадут возможность перерабатывать 24 млн тонн угля в год. Пуск второй очереди проекта запланирован на февраль 2017 года.

Также нужно отметить, что портовый флот АО «Дальтрансуголь» на сегодняшний день является самым современным среди портов Дальневосточного региона. Он включает 4 азимутальных буксира суммарной мощностью силовых установок 13100 кВт – «Ургал», «Тугнуй» (построены по голландскому проекту на верфи в Ленинградской области), «Чара» и «Хакас» (построены в Китае). Последний прибыл в порт и поднял флаг РФ совсем недавно. «Хакас» является самым современным и самым мощным буксиром в акваториях портов Ванино и Советская Гавань. С его приобретением портовый флот АО «Дальтрансуголь» займет лидирующие позиции среди компаний – владельцев буксиров.

Наши буксиры строились под надзором Российского морского регистра и отвечают всем необходимым техническим нормам и правилам. Они способны работать в самых суровых климатических условиях и выполнять задачи любой сложности.

«МП»: Известно, что АО «Дальтрансуголь» большое внимание уделяет экологической составляющей своего производства – системам пылезащиты, пылеподавления и т.п. Что нового сейчас введено в этой сфере?

– В апреле текущего года СУЭК стала победителем премии Evolution Awards за экологические проекты в номинации «Лучшее комплексное решение в области «зеленых» технологий». Премия присуждается за лучшие достижения в области экологических аспектов устойчивого развития на территории Российской Федерации и за достижения в области применения и развития «зеленых» технологий. За этой высокой наградой – труд тысяч людей: ученых, инженеров, рабочих. Приятно осознавать, что свой вклад в эти достижения внес и коллектив АО «Дальтрансуголь».

Сегодня на Ванинском балкерном терминале создан полный цикл пылеподавления. Это уникальная система, полученная в результате реализации собственной экологической программы компании «Модернизация систем пылеподавления». Если говорить коротко, то пылеподавление в нашем порту начинается под землей, на 17-метровой глубине, и завершается непосредственно на пирсе, где происходит погрузка угля на суда.

На некоторых аспектах хотел бы остановиться подробнее. В вагоноопрокидывателях тандемного типа, установленных на терминале, на отбойных стенках смонтирована система туманообразования на глубине -2 метра. Система включается автоматически при перевороте вагона на 90 градусов, образуя защитную стенку.

Уголь попадает на решетку, установленную на глубине -6 метров. Вокруг решетки со всех сторон установлена мощная аспирационная система, поглощающая угольную пыль, которая возникает в момент опрокидывания вагона и падения угля. Данная система была модернизирована в 2015 году и позволила собирать максимальное количество выделяющейся пыли.

Смерзшийся уголь измельчают специальные дробильно-резательные машины. В прошлом году мы в рамках программы модернизации заменили их на самые современные, которые есть на сегодняшний день. В новых дробильно-резательных машинах уменьшена скорость вращения фрез, а сила резания увеличена, благодаря чему максимально снизилось пыление на данном этапе выгрузки.

Далее уже измельченный уголь поступает на конвейер, где установлена новейшая система пенообразования. На нашем терминале она применена впервые в мире. Специальная пена, безвредная для человека, укрывает движущийся по конвейеру уголь, предотвращая пыление. Затем в пересыпном бункере она перемешивается и связывает между собой мелкие частички пыли, что еще на этапе выгрузки снижает процент пыления.

Наибольшие проблемы с пылением до января 2013 года наблюдались на перегрузочных пунктах. Эту проблему мы тоже решили, насколько это было возможно. После ввода в эксплуатацию специальных вакуумных систем DISAB-TELLA ситуация изменилась. Мощные вакуумные установки с помощью воздушного потока направляют угольную пыль к фильтру-сепаратору, где происходит отделение мелких частиц угольной пыли от воздушного потока. Пыль аккумулируется в специальных герметичных емкостях, а после вывозится на склад и укладывается в штабель.

Особого внимания заслуживает угольный склад терминала, где единовременно может храниться до 1 млн тонн угля. Именно здесь мы добились беспрецедентных успехов в области пылеподавления. Склад оснащен передвижными снегогенераторами, покрывающими штабеля угля тончайшей снеговой коркой. Летом этот же генератор работает как ороситель, распыляя водяной туман. В 2014 и 2015 годах на угольном складе были смонтированы мощные водяные пушки с радиусом действия в летний период до 300 метров. Зимой эти же пушки укрывают угольные штабеля снегом в радиусе 150-200 метров.

На Ванинском балкерном терминале в 2015 году впервые была применена система орошения угля непосредственно на стакер-реклаймере. На складе постоянно работает автомобиль с водяной емкостью, который орошает основания штабелей и территорию склада для исключения пыления от ветра и передвигающейся по складу техники.

В этом же году на пирсе терминала применена технология, до этого не применявшаяся ни в одном угольном порту мира. На пирсе терминала, на пересыпной станции №7, установлена немецкая дисперсионная система DUSTEX. Система используется для пылеподавления в областях с высоким содержанием пыли в воздухе при транспортировке или переработке пылеобразующих материалов, в нашем случае – на конвейерах, по которым уголь поступает на погрузочную машину, в местах пересыпа.

В 2016 году реализация программы «Модернизация систем пылеподавления» продолжается. Компания приобрела вакуумный передвижной погрузчик CENTURION LN 200/9-1812 шведского производства. Это самый мощный из имеющихся на сегодня в мире погрузчиков для сбора и утилизации пыли. На вооружении АО «Дальтрансуголь» уже имеется один аналогичный погрузчик, но новый мощнее и современнее.

В планах на 2016 год – приобретение машины для брикетирования угольной пыли. В этом же году мы планируем снабдить сотрудников терминала индивидуальными приборами экологического контроля. Также на 2016-й запланирована модернизация систем пылеподавления на вагоноопрокидывателе – увеличение мощности распыления форсунок и смена реагентов для пенообразования на более эффективные.

«МП»: Полностью ли завершена реконструкция подъездных железнодорожных путей и станций Ванино-Совгаванского транспортного узла, которая планировалась к завершению в 2016 году, – что сделано, что нет? Обеспечивает ли сегодняшняя пропускная способность РЖД потребности фактически трех портов – Ванино, Совгавань и Ванинского балкерного терминала?

– Пропускная и провозная способность Дальневосточной железной дороги пока не обеспечивает потребностей портов – это известный факт. Но работа по реконструкции и развитию железнодорожной сети идет в соответствии с планами РЖД, в сотрудничестве с СУЭК.

В рамках Петербургского международного экономического форума 17 июня 2016 года ОАО «РЖД» и АО «Сибирская угольная энергетическая компания» заключили соглашение о сотрудничестве по совершенствованию технологии железнодорожных перевозок угля, которое предполагает разработку совместного плана увеличения пропускных и перерабатывающих способностей припортовых станций Мурманск, Ванино, Находка, железнодорожной инфраструктуры морских портов, станций погрузки, собственных подъездных путей АО «СУЭК» для увеличения объема погрузки ОАО «РЖД».

К настоящему времени ОАО «РЖД» выполнило огромный объем работ: идет реконструкция и удлинение железнодорожных станций, открытие новых разъездов, строятся двухпутные вставки в железнодорожные пути. Как я уже говорил, с вводом в эксплуатацию первого пускового комплекса АО «Дальтрансуголь» мы освободили для других грузоотправителей станцию Токи ОАО «РЖД», что позволит другим компаниям также увеличить объемы грузопереработки.

Сейчас, как известно, Ванинский район получил статус свободного порта. Сегодня здесь строятся новые терминалы, приходят новые инвесторы со своими проектами. Для того чтобы все эти проекты реализовались и заработали в полную силу, необходимо, чтобы пропускная способность дороги была не менее 80 млн тонн. На сегодняшний день железнодорожники могут перевезти не более 40 млн тонн.

Этого, конечно, недостаточно. Но мы уверены, что внимание государства к развитию транспортной инфраструктуры российского Дальнего Востока станет определяющим фактором для скорейшего развития железнодорожной сети.

«МП»: Специально для Вашего терминала компания СУЭК заказывала и совместно занималась разработкой вагонов повышенной грузоподъемности в 75 тонн. На каком этапе сейчас находятся эти разработки?

– Испытания инновационного вагона грузоподъемностью 75 тонн успешно прошли на базе АО «Дальтрансуголь» в 2014 году. Этот вагон при обычных габаритах вмещает на 7 тонн угля больше. С тех пор такие вагоны производятся для АО «СУЭК» и работают на постоянной основе. Ввод инновационных вагонов позволил увеличить перевозки угля на 1,8 млн тонн.

К сказанному стоит добавить, что СУЭК на сегодняшний день является единственной в России угледобывающей компанией, приобретающей вагоны в собственность. СУЭК – компания полного цикла, в структуру которой входят собственные месторождения угля, обогатительные фабрики, морские перегрузочные терминалы и т.д. Это позволяет обеспечивать ей надежную бесперебойную работу на всем пути следования угля – от добычи до перевалки.

«МП»: Сегодня Дальний Восток России превращается, можно сказать, в специализированный регион по перевалке угля – все производители разом захотели отгружать отсюда свой уголь. Уже повсеместно существуют проекты новых угольных терминалов, в том числе в Ванинском морском порту. Как Вы относитесь к этому явлению, к той конкуренции, которая Вас ожидает, в том числе за железнодорожную инфраструктуру, за покупателя?

– Строительство новых угольных портов предполагает развитие железнодорожной инфраструктуры до 2030 года. Поэтому мы только приветствуем развитие портов. Ванинский балкерный терминал АО «Дальтрансуголь» СУЭК уже построен и постоянно развивается.

Что касается наших коллег, планирующих строить здесь свои порты, то на самочувствие нашей компании это никак не повлияет. Мы работаем на разных рынках, с разными партнерами. Работаем и будем работать параллельно, выполняя общую для всех нас задачу – развитие Дальневосточного региона, повышение конкурентоспособности российской экономики, благополучие живущих здесь людей.

«МП»: Ваше отношение к установлению особых экономических зон в регионе – портовой ОЭЗ, свободного порта Ванино, ТОРов? Какие выгоды получит Ваша компания от этих законодательных мер? Какие новые возможности открываются перед регионом?

– Мы приветствуем все инструменты, используемые правительством РФ для привлечения инвестиций в экономику, для развития высокотехнологичных производств на Дальнем Востоке.

Статус свободного порта, по замыслу разработчиков законопроекта, может привлечь на территорию до 40 млрд рублей до 2021 года. Планируется создать более 2,5 тыс. новых рабочих мест. В этих внушительных цифрах есть и доля АО «Дальтрансуголь».

Согласно поправкам в закон о свободном порте, принятым Государственной Думой РФ, налоговые преференции распространяются и на предприятия, инвестировавшие в развитие территории присутствия 50 млн рублей и более. АО «Дальтрансуголь» соответствует требованиям этого закона.

С 2013 года мы инвестировали в развитие собственной инфраструктуры более 3 млрд рублей, а инвестиции компании в благотворительные проекты в Ванинском районе исчисляются десятками миллионов рублей.

Главным результатом всех новых проектов государства – и ОЭЗ, и ТОРов, и свободного порта – должно стать развитие территории.

http://www.rosugol.ru/news/articles.php?ELEMENT_ID=22183

Росинформуголь.

 


2024-МАЙНИНГ