По сути дела

Заместитель министра энергетики РФ Анатолий Яновский провел выездное совещание


Заместитель министра энергетики РФ Анатолий Яновский провел в администрации Кемеровской области выездное совещание по актуальным вопросам современного развития угольной промышленности

В обсуждении проблем вместе с замминистра приняли участие Андрей Моисеенков, директор ФГБУ ГУРШ, Владимир Чернов, и.о. губернатора Кузбасса, специалисты областного департамента угольной промышленности, руководители угольных компаний, работающих в регионе.

Договориться с РЖД

Одна из традиционных сезонных проблем для угольщиков начинается летом — отставание с отгрузкой черного золота, возникающее из-за дефицита полувагонов. В частности, железнодорожники обосновывают снижение их поставок необходимостью проводить ремонт на путях в больших объемах именно в это время года, когда погода особенно благоприятна для таких мероприятий. Однако занимаясь модернизацией своей транспортной инфраструктуры (делом, несомненно, необходимым), РЖД забывает об интересах угледобывающих предприятий.

Как, к примеру, отметил Игорь Прокудин, президент Кузбасской топливной компании, уже два месяца подряд заявки по погрузке весьма существенно урезают со ссылкой на большие ремонты:

— Каждый год наступают ремонты, и мы это все понимаем. Но когда по 40% снижение (по заявленному объему отгрузки), это достаточно существенно для любой компании, восстановить эти контракты до конца года уже не представляется возможным!

Позиция угольных руководителей оказалась в этом вопросе единой — так как проблема носит системный характер, железнодорожники должны заранее информировать их о сроках ремонтов на путях. Это поможет шахтам и разрезам заранее знать о возможном снижении объемов отгрузки потребителям и иметь возможность восполнить эти провалы в другие месяцы, а значит, выполнять экспортные контракты и сохранять завоеванные ниши на мировых рынках.

Анатолий Яновский поддержал эту позицию и сообщил, что по возращении в Москву обсудит пути решения проблемы с главой РЖД Олегом Белозеровым, в частности, Минэнерго обязательно поставит перед РЖД вопрос о согласовании с угольщиками планов ремонтов. В перспективе должен быть разработан соответствующий регламент, которым будут руководствоваться обе заинтересованные стороны.

Пылить по экологическим правилам

В нынешнем году обострилась проблема загрязнения воздуха угольной пылью в морских портах Дальнего Востока (а их активно используют и кузбасские угольные компании) — в связи с резко выросшим экспортом угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Эта тема стала особенно популярной в определенных кругах после того, как во время июньской «Прямой линии» с президентом РФ Владимиром Путиным школьник Андрей Боль из Находки попросил главу государства решить проблему загрязнения угольной пылью в местном порту. Путин пообещал разобраться таким образом, чтобы «людям и экологии ущерб был минимизирован». Как вскоре стало известно, ряд депутатов Госдумы РФ от «Единой России» подготовили проект поправок к законодательству, согласно которым на морских терминалах в границах населенных пунктов хранение, обработка и перевалка угля с использованием грузовых складов, конвейерных систем, перегрузочного и прочего оборудования открытого типа будут запрещены уже с 1 ноября 2017 года. Запрет затронет 23 терминала, переваливающих до половины угля.

Депутатов не смутили предупреждения специалистов, что при переходе на закрытый тип перевалка подорожает на 70-80%, что снизит конкурентоспособность российского угля.

Однако как сообщил Анатолий Яновский, Минэнерго РФ выступает против запрета использования открытой перевалки угля в портах, через которые продукция отправляется на экспорт:

— Мы сейчас будем и уже начали предпринимать максимум усилий для того, чтобы эта инициатива не оформилась в закон первого чтения. Потому что считаем это абсолютно неправильным: для угольной промышленности — это будет просто катастрофа с точки зрения экспорта! Напомню, что в этом году из общего объема планируемой добычи 400 миллионов тонн угля в России 185 миллионов тонн будут поставлены иностранным потребителям.

По мнению замминистра, проблемы, связанные с открытой перевалкой угля, в РФ должны решаться, как и во всем цивилизованном мире:

— Угольные терминалы применяют технологии, которые обеспечивают их безопасную работу, не нанося вред окружающей среде: делаются защитные, достаточно высокие экраны для того, чтобы, учитывая розу ветров, пыль не выдувалась, используются системы пылеподавления, которые устанавливаются на вышках и соответствующим образом орошают эти склады угля, тем самым препятствуя распространению пыли.

Более того, уточнил Анатолий Яновский, крупные угольные компании, имеющие свои терминалы, занимаются этой темой системно и постоянно. А проблемы возникают не там, где крупные терминалы, а там, где есть площадки, не специализирующиеся на хранении угля. И бороться надо прежде всего с такими «дикими» площадками, где действительно нарушаются экологические нормы.

Америка России не указ

Участники совещания, естественно, не могли не обсудить еще одну злободневную тему с экологическим уклоном — возможные последствия выхода США из Парижского соглашения по климату.

Замминистра вновь подтвердил позицию Министерства энергетики — никакой трагедии в этом выходе для нас нет, в России продолжается планомерная работа по подготовке к ратификации соглашения. В частности, должна быть выполнена экономическая оценка последствий его для России в случае вступления в силу. При этом Минэнерго блокирует и будет дальше блокировать любые инициативы Министерства природных ресурсов и экологии РФ, которые могут нанести ущерб угольной отрасли, а также другим отраслям, связанным с добычей углеродов — газовой и нефтяной. Также Анатолий Яновский заявил о необходимости разработки единой методики, позволяющей обосновать способность лесов поглощать СО2, являющийся побочным продуктом угольной генерации.

Против «черных» спекулянтов

Серьезное внимание на совещании было уделено остающимся противоречиям в различных законодательных актах, действующих на территории России.

Так, во всех лицензиях на право пользования недрами уровень добычи устанавливается в соответствии с действующими проектами. При этом из-за резких изменений конъюнктуры рынка сбыта, происходящих за короткие промежутки времени, фактический уровень добычи нередко может отличаться от проектной как в большую сторону, так и в меньшую. Проблема в том, что допустимый предел отклонения законодательно не определен. Превышение проектного уровня добычи запрещается Ростехнадзором с точки зрения безопасности ведения горных работ, а недостижение проектного уровня расценивается Росприроднадзором как нарушение условий лицензии. Добыча же угля в установленным проектом объеме при отсутствии спроса на рынке приводит к накоплению остатков на складах и, как следствие, к самовозгоранию, соответственно, к потерям товарной продукции и ухудшению экологической обстановки. Решением проблемы может послужить установление в условиях недропользования фиксированной величины допустимого отклонения фактического уровня добычи от проектной мощности на величину, превышение которой может считаться нарушением существенного условия недропользования и будет предусматривать необходимость корректировки проекта.

Это предложение, как и другие идеи, высказанные при обсуждении возможных поправок в законодательстве РФ, позволяющих угольной отрасли и дальше развиваться, теперь обсудит рабочая группа при Минэнерго, которую предложили создать участники совещания. Они же предложили собираться не реже раза в квартал для обсуждения актуальных проблем отрасли.

А еще одну из проблем власти региона постараются решить на местном уровне. Речь идет о попытках спекуляций участками земли, на которых можно в перспективе вести добычу угля. Как уточнил и.о. губернатора Владимир Чернов, ряд угольных предприятий в Кузбассе уже столкнулся с отработанной схемой, когда некие личности, заранее получив информацию из муниципалитетов о планах угольщиков, за бесценок берут в аренду небольшие участки внутри будущих угольных разработок, а затем перепродают их за большие деньги. Есть и другой вариант — владельцы участков начинают требовать у угольных компаний взамен квартиры — даже в Москве. Получается своего рода шантаж. Пока руководители муниципалитетов, по словам Владимира Чернова, будут жестко предупреждены о недопустимости «утечек» информации о планах угольных компаний, в перспективе возможна подготовка соответствующего законопроекта.

Александр ПОНОМАРЁВ


2024-МАЙНИНГ