Обзор СМИ


Правда и ложь про тувинский уголь
24.10.2017


С каждым днем в Туве все явственнее ощущается дыхание приближающейся зимы, в ночные часы, да и днем, температура воздуха все чаще уходит в минус. Чтобы обеспечить тепло в домах, большинство жителей республики используют уголь. На угле работают ТЭЦ и большинство котельных, дающих отопление школам, детским садам, больницам. Поэтому цена на уголь в Туве — вопрос действительно важный, касающийся практически каждого.

СКОЛЬКО ВЕШАТЬ В ГРАММАХ

Не проходит ни одного года без того, чтобы критически настроенные «доброжелатели Тувы» не начинали забрасывать социальные сети и оппозиционные СМИ сказками о том, что тувинский уголь дороже, например, хакасского. Чтобы убедиться в ложности таких заявлений, а точнее ска-зать — в беззастенчивой манипуляции общественным мнением, просто сравним наше «черное золото» с углем, который производится в соседних регионах. Так сказать, с математической, экономической и потребительской точек зрения.

Начнем по порядку. Население республики и ТЭЦ используют в основном угли марки «Г», и «ГЖ» с Каа-Хемского, Чаданского (до 90 процентов всего потребления внутри республики) и Усть-Элегестинского месторождений. В Республике Хакасия и в Красноярском крае наиболее распространенными являются угли марки «Б» (бурые) Черногорского разреза и Балахтинского разреза, соответственно. Теплота сгорания данной марки угля варьируется в диапазоне 6900–7500 ккал/кг. На наших же месторождениях добывается высококачественный уголь марок «Г» (газовый) и «Ж» (жирный), теплота сгорания которых достигает 8600–8700 ккал/кг. Важно понимать, что основным показателем данного вида топлива является теплота его сгорания или, по другому, теплотворная способность. Иными словами, чем больше теплота сгорания, тем больше выделяется тепла при сгорании 1 кг угля. Именно этот показатель является ключевым потребительским качеством той или иной марки угля. Поэтому правильнее говорить не о стоимости за килограммы или тонны, а о стоимости за выделяемое тепло.

— Использование углей марки «Б» из Хакасии и Красноярского края в нашей республике возможно, но данный уголь имеет низкий показатель теплоты сгорания. Это особенно чувствуется в наши 40-градусные морозы. Например, если температура воздуха на улице составляет -35°, то для получения в доме тепла +24° необходимо сжечь около двух ведер тувинского угля, а вот хакасского — в два раза больше, примерно четыре ведра. А если мороз усилится до -45°, то уголь из соседней республики вообще не сможет обеспечить нужную температуру в доме, слишком низка его теплота сгорания, — пояснил министр топлива и энергетики Республики Тыва Роман Викторович Кажин-оол.

Таким образом, говорить, что уголь марки «Б» и марки «ГЖ» должен иметь одинаковую цену — это все равно, что утверждать, будто простая вареная «докторская» должна стоить столько же, сколько сырокопченая высшего сорта, хотя, вроде бы, и то, и другое — колбаса. Стоимость угля по большей части зависит от затрат на разработку и вскрытие угольного пласта. Если в Хакасии, в основном, глубина залегания пласта составляет 10 метров, то на Каа-Хемском участке она доходит до 60 метров. Для вскрытия угля и вывоза пустой породы на отвалы требуется много затрат: бурение породы, взрывание, погрузка экскаваторами на самосвалы, затем снова бурение и взрывание самого пласта угля. Чем глубже залегание, тем больше затрат на добычу угля. Помимо прочего, в затраты входят стоимость запчастей для экскаваторов, самосвалов и буровых установок, стоимость ГСМ, взрывчатых материалов и т. д.

Но даже не это самое главное. Главное в том, сколько мы сжигаем в рублях. Отпускная цена угля марки «Б» Черногорского разреза (Хакасия) составляет 1750 рублей за тонну, угля марки «Б» Балахтинского разреза (Красноярский край) — 1950 рублей за тонну, а стоимость угля марки «ГЖ» Каа-Хемского месторождения (Тува) — около 2500 рублей за тонну. Учитывая, что угля марки «Б» нужно больше, нетрудно посчитать, какой уголь в итоге дороже. Для этого нужно произвести простые математические расчеты. Стоимость одного килограмма угля из Хакасии равна 1,75 рубля, тувинского — 2,5 рубля за килограмм. Средняя плотность угля — 1,3 кг/литр. Два ведра — это примерно 26 килограммов угля, 4 ведра — 52 килограмма, соответственно. В указанном выше примере для поддержания нужной температуры среднему домовладению в Туве нужно сжечь около 26 кг угля. В рублях это получается 26 кг *2,5 руб./кг = 65 рублей. Можно округлить до 75 рублей, так как тувинский уголь более плотный. А хакасского угля потребуется сжечь 52 кг или в рублях: 52 кг * 1,75 руб./кг = 91 рубль. То есть топить хакасским углем в Туве будет на 25–40 процентов дороже! В месяц расходы на отопление тувинским углем составят примерно 2000–2500 рублей, хакасским и красноярским — 3000 и более рублей. Кстати, в стоимости коммунальных услуг в благоустроенных квартирах отопление также варьируется от 2000 до 3000 рублей, как и в частных домах.

— Говорить, что уголь в Туве дорогой, может либо дилетант, либо манипулятор, сознательно вводящий людей в заблуждение. А таких у нас хватает. На страницах социальных сетей многие мнят себя большими экспертами или ученными, кандидатами наук, знатоками этнографии, а произвести простые расчеты — не могут. Или не хотят, что более правильно, — отмечает Роман Кажин-оол. — Если говорить о существующих проблемах, то они относятся, в первую очередь, к вопросам транспортировки и доставки. Стоимость доставки от месторождения до потребителя сильно зависит от расстояния. Поэтому цена для удаленных и труднодоступных районов существенно повышается. И тут не важно, какой уголь, тувинский, хакасский, красноярский. Не было бы своего, то потребляли бы уголь из соседних регионов. А его также нужно доставлять в Туву, а затем и до населенных пунктов. И сколько бы он тогда стоил? 5000–10000 рублей за тонну? Да еще с учетом его потребительских качеств? Поэтому любителям дешевых словесных спекуляций лучше бы сказки для детей писать, хоть какая-то польза.

РЕАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ ПРОТИВ ФАЛЬШИВОЙ КРИТИКИ

Теперь о доставке. Ее стоимость действительно бьет по карману некоторых потребителей, живущих в отдаленных районах республики. Именно поэтому на заседании Республиканского госсовета вопросу снижения стоимости доставки угля было уделено особое внимание. Глава Тувы Шолбан Кара-оол подробно рассказал об этом на своей страничке ВКонтакте: «…Поскольку стоимость доставки часто превышает цену самого угля, нужно найти варианты снижения транспортных издержек. Рассматривается возможность субсидировать обоснованные затраты перевозчиков, прежде всего, в труднодоступные районы, также расширить список лиц, которым мы будем стоимость доставки угля закрывать за счет источников привлечения. Откроем Фонд. Чтобы эта часть схемы работала, нужна сеть складов для перевалки угля от разреза до райцентров и организации площадок для реализации его населению по приемлемым ценам. Решение этой задачи есть: до 1 ноября передаются в безвозмездное пользование администрациям районов топливные склады бывшего Рестопсбыта».

Руководство республики рассчитывает уже этой зимой оптимизировать стоимость доставки.

— Уже в этом году по решению главы региона рассматривается возможность субсидировать затраты на транспортировку, прежде всего, в труднодоступные районы. Человек покупает уголь, сохраняет документ, приносит его в департамент, и эта потраченная сумма на транспортировку ему будет возмещена. Понятно, что это нагрузка на бюджет. На эту субсидию претендуют чуть более 4 тысяч потребителей, это без тех, кто участвует в проекте «Социальный уголь», и без тех, кто получает жилищную субсидию... Мы выделили помимо двух этих категорий получателей субсидии всех остальных потребителей в труднодоступных районах. Расчеты сделаны, в ближайшее время постановление будет выноситься, — рассказал на Госсовете Роман Кажин-оол.

Что касается регулирования цен непосредственно на уголь, то, понятно, что помимо объективных затрат на разработку месторождения, производитель закладывает в цену продукта и свою прибыль. Как отметил глава Тувы, государство не может просто приказать производителя уменьшить эту надбавку. Однако и здесь предлагается комплекс дополнительных, в том числе социальных мер. Помимо традиционных обращений в Федеральную антимонопольную службу и прочие надзорные органы, которые должны следить за ценообразованием топливно-энергетических компаний, было решено увеличить количество субсидий населению по программе «Социальный уголь», расширить число льготников, и вместе с тем активизировать работы по созданию республиканского государственного предприятия по добыче угля. Вот что сказал об этом Шолбан Кара-оол: «…Уже второй год многодетным сельским семьям с пятью и более детьми предоставляется бесплатный уголь, в том числе финансируется его доставка. Эту категорию льготников решено расширить –к сельским семьям добавить городские, пока тех, кто живет в Кызыле. Поддержку сегодня получают 718 семей, где растет около 4 тысяч детей. Второе направление — стоимость самого угля. Как сказал, административных рычагов влияния на угледобывающие компании мало. Поэтому сегодня выход видится в создании собственного угольного предприятия, которое могло бы целенаправленно работать на обеспечение потребностей республики в топливе. Но быстрого результата здесь ждать не приходится. Тем не менее работа уже началась. Предстоит искать предпринимателей, которые согласятся на создание совместного с республикой предприятия. У кого есть мысли и предложения по совместному предприя- тию — ждём предложений!».

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ

Пожалуй, более существенная проблема, связанная с использованием угля для отопительных нужд, — экологическая. Как известно, использование этого топлива сопровождается большим количеством выбросов несгоревших остатков. В пробах снега, взятых возле жилых домов с печным отоплением (а таких только в Кызыле и его окрестностях — более 16 тысяч), очень много сажи. Возле котельных загрязнения тоже существенные, хотя и немного ниже, чем в частном секторе. По словам ученых, разница объясняется технологическими причинами: в промышленных котельных полнота сгорания угля выше, чем в домашних печах. Выходов из этой ситуации может быть несколько, и все они связаны с внедрением новых технологических решений.

В республике вышел на финальную стадию проект по производству угольных брикетов, получаемых путем низкотемпературного пиролиза. Не вдаваясь в технические подробности, отметим, что теплоотдача у такого угля на 30–40 процентов выше, чем у обычного, а сажи он не дает вовсе. Поэтому цена более дорогого брикетного топлива получается в итоге сопоставимой с нынешней, а экологического вреда не наносит вовсе. Кроме того, в республике внимательно следят за новыми разработками отечественной науки. К примеру, есть интересный инновационный проект, ведущийся сейчас в тольяттинском технопарке «Жигулевская долина». Молодые ученые из Поволжья изобрели катализатор улучшенного горения для твердого углеродного топлива, который позволяет значительно улучшить эксплуатацию котельного оборудования. Смысл разработки в том, что шлаки перестают накапливаться, экономия до 10 процентов топлива, плюс увеличение паропроизводительности до 10 процентов и улучшение экологических показателей за счет более полного выгорания топлива, что позволяет на 70 процентов уменьшить объемы вредных выбросов. Этот катализатор успешно прошел испытания на одной из действующих угольных ТЭЦ и сейчас готовится к промышленному производству.

В общем, если объективно подойти к теме, становится очевидно, что «угольный вопрос» в Туве спекулятивно раздувается. Все проблемы находятся на особом контроле, и сомневаться в том, что ситуация меняется к лучшему, не приходится.

http://tuvapravda.ru/?q=content/pravda-i-lozh-pro-tuvinskiy-ugol