Будущее заложено в настоящем

Аман Тулеев выступил с бюджетным посланием на 2018 год


Он подробно остановился на состоянии дел в главной отрасли региона — угольной.

О главной

Несмотря на затяжной кризис, связанный с резким падением цен на уголь в 2012-2015 годах, в Кузбассе не закрыли ни одно предприятие, а, наоборот, строили новые.

Угольщики в 2017 году инвестировали в развитие отрасли 63 миллиарда рублей — это на 4,6 миллиарда больше, чем в прошлом году. За счет этого открыли два новых разреза: «Трудоармейский-Южный» и «Карачиякский» (участок открытых работ шахты «Тайлепская») и две новые шахты: имени Тихова и «Увальную».

Губернатор отметил, что угольная отрасль — главная в Кузбассе. Сегодня здесь отмечается подъем. Но необходимо продолжать активно инвестировать в ее развитие, в повышение производительности, и, главное, в безопасность шахтерского труда.

В 2018 году на развитие угольной отрасли планируется направить 64 миллиарда рублей (на 1 миллиард больше, чем в 2017 году). В следующем году планируется ввести в эксплуатацию участок «Убинский» разреза «Шестаки» (Гурьевский район) и участок «Гусинский-Южный» разреза «Барзасский» (Кемеровский район) общей мощностью 2,3 миллиона тонн в год.

Необходимо продолжать работу по обогащению угля. С этой целью в 2018 году начнется строительство трех обогатительных фабрик: «Увальной» (Новокузнецкий район), «Талдинской-Энергетической» (Новокузнецкий район), «Талдинской» (первая очередь, Прокопьевский район). Ввод запланирован на 2019 и 2020 годы. Это позволит дополнительно обогащать 11,5 миллиона тонн угля в год. В 2018 году объем обогащенного угля составит 71,1%. Тулеев поставил задачу перерабатывать весь уголь, добытый в Кузбассе.

Необходимо развивать область углехимии, внедрять глубокую переработку угля, создавать из него продукты, стоимость которых в десятки и даже сотни раз превышает стоимость рядового топлива.

Так, в 2017 году в Кемерове запущена первая очередь завода по производству угольных сорбентов — специальных материалов, которые улавливают газы и вредные вещества, в том числе ртуть и свинец, очищают воду от различных примесей. Они могут применяться в сфере ЖКХ, нефтегазохимической отрасли, авиационной промышленности. Сегодня одна тонна рядового угля стоит 1 600 рублей, а одна тонна сорбента — от 60 000 до полумиллиона.

В настоящее время есть инвесторы, которые заинтересованы в создании промышленного производства сорбентов. Так, холдинговая компания «ТопПром» планирует организовать выпуск сорбентов в объеме 3 000 тонн в год. На данный момент выбрана площадка, подведены коммуникации, ведется закупка оборудования.

О смежных отраслях

Текущий финансовый год стал в целом удачным и для кузбасских металлургов — за счет роста экспорта и роста цен. Снижение производства на мировом рынке лишней, невостребованной стали привело к повышению во втором полугодии цен на металл в среднем на 5-9%. Инвестиции в отрасль в этом году составят 6 миллиардов рублей (на 2 миллиарда больше, чем в прошлом году).

На Объединенном Западно-Сибирском металлургическом комбинате идет производство рельсов разных параметров — для каждого конкретного потребителя. Производят рельсы и для Индии, и для Египта, и для Ирана, и для Бразилии. Главным покупателем знаменитых 100-метровых рельсов является компания «РЖД». На ЕВРАЗе ведется мощная модернизация. До конца года здесь будет введена в эксплуатацию новая технологическая линия, которая позволит увеличить производство 100-метровых рельсов в два раза, а также начать выпуск рельсов разной длины уже для Европы (26, 36 и 60 м).

В химической промышленности ведущее предприятие «Азот» наращивает производство жидких азотных удобрений, которые остро востребованы на селе. Удобрения пользуются широким спросом, в том числе и за рубежом. Еще один важнейший проект «Азота» — модернизация производства капролактама — одного из основных продуктов предприятия, полностью идущего на экспорт. На заводе введена новая установка по выработке водорода, проведена реконструкция цеха серной кислоты (на эти цели направлено 1,5 миллиарда рублей). В результате снизится себестоимость капролактама (на 5%), а главное, на 15% сократятся выбросы вредных веществ.

Импорт машин и оборудования в Кузбасс снизился более чем в 1,7 раза по сравнению с 2013 годом, а собственное производство, наоборот, выросло в 2 раза. В этом году Юргинский машиностроительный завод включили в перечень предприятий оборонно-промышленного комплекса. Теперь главная задача — получить оборонный заказ.

В дорожном строительстве в 2017 году сделали прорыв Кемерово и Новокузнецк. На ремонт дорог каждый город получил по 625 миллионов рублей из федерального бюджета, столько же добавили из областного и местного бюджетов (всего 2,5 миллиарда рублей на оба города). Только в Новокузнецке за этот год дорог отремонтировали больше, чем за последние 10 лет. Всего в области за 2017 год отремонтировали 250 км дорог. Плюс отсыпали щебенкой к дачным участкам 472 км.

В Таштаголе в декабре текущего года введут мост через реку Кондома, который фактически откроет дорогу и на Алтай, и в Монголию, и в Китай. Стоимость строительства — 300 миллионов рублей.

В 2018 году на строительство дорог в Кузбассе будет направлено около 3 миллиардов рублей (2 920 миллионов), из них 1 460 миллионов рублей — федеральные средства по программе «Безопасные и качественные дороги». Около 400 миллионов рублей планируется направить на областные дороги — подходы к городам Кемерово и Новокузнецк. Остальные деньги пойдут непосредственно на дороги Кемерова и Новокузнецка. Причем какие конкретно дороги надо ремонтировать в первую очередь, должны решить сами жители этих городов путем интернет-голосования.

Кроме того, продолжится строительство важнейшего объекта в Мариинске — дороги в обход города на федеральной трассе Р-255 «Сибирь». Задача — ввести дорогу в эксплуатацию в 2019 году и вывести весь транзит за пределы города.

Губернатор подчеркнул, что необходимо полностью завершить строительство скоростной автомагистрали Кемерово — Ленинск-Кузнецкий в 2019 году. В результате выполненных работ время в пути из областного центра до Новокузнецка сократится на 50 минут (в 2019 году планируется ввод завершающего участка протяженностью 17,6 км от села Чусовитино до поворота на Ленинск-Кузнецкий в районе села Демьяновка).

Об экологии

В 2017 году, объявленном президентом Владимиром Путиным Годом экологии в России, в Кузбассе за счет строительства новых котельных закрыли 15 старых кочегарок. На восьми угольных предприятиях установили современные очистные сооружения. Многие предприятия внедряют безотходные технологии, новейшее оборудование, которое улавливает вредные выбросы в окружающую среду. В результате только за последний год выбросы в атмосферу снизились более чем на 100 000 тонн (в год). За последние три года в Кузбассе высажено почти 22 миллиона деревьев.

О земле

В 2014-2015 годах в Кузбассе проведена переоценка всех земель промышленности и населенных пунктов.

— Но теперь особо «ушлые» собственники развернули настоящую полномасштабную кампанию по искусственному занижению стоимости земли. Раз ниже стоимость, значит, ниже земельный налог, ниже арендная плата, а ведь это один из основных доходов местных бюджетов! — отметил Тулеев.

Только в 2016 году стоимость земли в Кузбассе снижена почти на 100 миллиардов рублей, или в 2 раза по сравнению с 2015 годом. По итогам текущего года местные бюджеты из-за оспаривания стоимости земли недосчитаются порядка 1 миллиарда рублей.

В 2017-м Минэкономразвития РФ утвердило новую методику оценки земли. Оценкой должна заниматься специальная государственная структура, которая должна быть создана в каждом регионе. Губернатор поручил Александру Решетову, председателю комитета по управлению госимуществом, в 2018 году создать специальное госучреждение, которое будет заниматься оценкой земли и недвижимости в Кузбассе.


2024-МАЙНИНГ