Нам 10 лет


Инвестиции в Новокузнецк: тепло, еще теплее, горячо!

Частные инвесторы готовы вложить миллиарды рублей в модернизацию системы теплоснабжения крупнейшего города Кузбасса. Об этом стало известно на заседании за круглым столом, прошедшем в Новокузнецке под эгидой Минэнерго РФ


В дискуссии участвовали представители министерства, депутаты Госдумы Дмитрий Исламов и Виктор Зубарев, заместитель губернатора Дмитрий Кудряшов, глава города Сергей Кузнецов, руководители энергокомпаний, представители общественности и делового сообщества.

Как отметил во вступительном слове депутат Госдумы Виктор Зубарев, российская теплоэнергетика сегодня нуждается в колоссальном объеме средств на модернизацию. До 2025 года потребность в инвестиционных ресурсах оценивается более чем в 2,5 триллиона рублей, однако при этом существующего финансирования явно недостаточно.

Поднять отрасль на качественно новый уровень, сделать ее инновационной и инвестиционно привлекательной, а также учесть интересы потребителей призваны вступившие в силу поправки в федеральный закон «О теплоснабжении». Они предполагают переход от государственного регулирования тарифов к формированию цены на тепло по методу альтернативной котельной. Суть сводится к тому, что устанавливается предельный уровень цены поставки тепла от альтернативного источника, как если бы этот теплоисточник был построен с нуля. Однако учитывая то, что в городах уже есть и теплоисточники, и тепловые сети, цена тепла будет существенно ниже. Она будет устанавливаться по соглашению с местными органами власти после независимой экспертизы и согласования в правительстве. Также меняется роль единой теплоснабжающей организации — она станет не просто единым поставщиком тепловой энергии в зоне ответственности, а единым центром ответственности в системе теплоснабжения города.

Директор департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике Минэнерго РФ Алексей Храпков обратил внимание на то, что законодательные инициативы призваны отвечать на текущие вызовы для централизованного теплоснабжения — децентрализацию тепловых мощностей, неэффективность теплоснабжения, высокие затраты, покрываемые из бюджета, возможности которого на пределе, и, главное, — на отсутствие стратегических инвестиций в отрасль.

— По данным Минэкономразвития, объем амортизационных отчислений в отрасль находится на уровне 4%, при этом объем средств, направляемых на реновацию основных фондов, — всего на уровне одного процента, — подчеркнул представитель министерства.

Участники обсуждения предложили сделать Новокузнецк пилотной площадкой для внедрения новой модели рынка тепла, поскольку необходимость в изменениях назрела давно.

— Наши теплоисточники строились еще в 1930-е годы, инфраструктура сильно изношена, — рассказал глава Новокузнецка Сергей Кузнецов. — По сути, сейчас мы выжимаем из сетей последнее. Поэтому метод альтернативной котельной видится нам крайне интересным. Создана рабочая группа для детального рассмотрения вопроса перехода на новую модель. В нее вошли представители администрации города, поставщики энергоресурсов, представители сетевых компаний. Задача рабочей группы — разработать «дорожную карту» для определения эффективности внедрения новых методов на долгосрочный период.

Помочь Новокузнецку выйти из кризиса готова Сибирская генерирующая компания, о чем на круглом столе заявил ее генеральный директор Михаил Кузнецов. Однако зайти на территорию с новыми планами и крупными инвест-проектами энергетики готовы только при четкой и понятной схеме, выгодной всем участникам рынка.

— Если мы продолжим работать в рамках существующей тарифной парадигмы «затраты плюс», то кроме убытков, проблем, растущих, как снежный ком, ничего не найдем, — отметил Михаил Кузнецов. — Ценообразование нужно переводить на другие основы, с понятной долгосрочной ценой на тепло, при этом извлекать зашитые в системе резервы и применять нестандартные инженерно-технические решения. Такой опыт у нас есть. Например, в Рубцовске Алтайского края. Там мы практически закончили реализацию проекта, с технической точки зрения весьма нестандартного, вложив порядка 2 миллиардов рублей. Если бы работали по старинке, затраты были бы больше. При этом у нас была договоренность с властью об установлении долгосрочного тарифа. Считаю, что в Новокузнецке нужно принять метод альтернативной котельной, чтобы она была не просто проектом, а реально действующим механизмом. У нас есть масштабные проекты по модернизации, которые мы готовы предложить городу, но только в том случае, если для участников рынка теплоснабжения будет создан материальный стимул. Так, начиная с 2014 года, мы просчитываем варианты замещения Центральной ТЭЦ мощностями Кузнецкой ТЭЦ. Если совместим контуры, то уберем неэффективный теплоисточник, повысив эффективность Кузнецкой ТЭЦ. Вариантов замещения несколько. Одно из решений — вести тепломагистраль фактически в обход города. Затраты — порядка 5 миллиардов рублей. Это предварительные расчеты, как только мы будем понимать, что у нас есть перспектива договориться с городом и выйти на этот проект, мы посчитаем его с большим качеством и точностью, оценим затраты и экономическую эффективность.

Вторая проблема, на которой остановился руководитель СГК, — это компенсация выпадающих доходов. Сейчас в Кузбассе Региональной энергетической комиссией утверждается единый тариф на тепло для населения, но по факту потребители платят меньше. Оставшиеся деньги компаниям должен выплачивать бюджет, но с учетом дефицита это происходит стабильно далеко не всегда.

Это подтвердил и глава города Сергей Кузнецов:

— Сейчас наш бюджет составляет 17 миллиардов рублей, в том числе 6 миллиардов — собственные доходы. Все остальное — субвенции, субсидии и дотации. Доля КВД — около 2,5 миллиарда рублей ежегодно, плюс за нами тянется шлейф дебиторской задолженности за прошлые годы.

Энергетики уверяют, что масштабные мероприятия они могут реализовать в том случае, если постепенно уйти от общих субсидий, заменив их адресными, например малоимущим слоям населения, пенсионерам.

Об этом же говорил и губернатор Кемеровской области Аман Тулеев в бюджетном послании в ноябре текущего года:

— Нужно, Алексей Станиславович Сергеев {заместитель губернатора по социальным вопросам. — Ред.}, еще раз проверить, кому все же эти деньги идут? Кому они попадают на руки? Надо, чтобы они были адресные, точечные, персональные. То есть — тем, кто действительно в этом остро нуждается.

Все предложения и рекомендации по итогам круглого стола будут проанализированы и учтены в процессе разработки и утверждения федеральных подзаконных актов, направленных на эффективное реформирование отрасли и создание новых возможностей для всех участников.

Ольга Новикова