Анна Цивилёва. Эксклюзив
Почему именно сейчас российские угольщики могут завоевать нишу на рынке АТР
Председатель Совета директоров угледобывающей компании «Колмар» Анна Цивилёва в эксклюзивном интервью журналу «Уголь Кузбасса» рассказала о том, почему
именно сейчас российские угольщики могут завоевать нишу на рынке АТР
— Анна Евгеньевна, угольная компания «Колмар» создана в 2004 году. Сегодня это крупный российский участник мирового рынка энергоресурсов. За счет чего стал возможен такой рост? Какие принципы лежат в основе деятельности предприятия?
— Колоссальный рывок в развитии произошел в 2014 году, когда случился экономический кризис и резко упали цены на уголь. Тогда просел весь угольный бизнес. Наша компания имела одну недостроенную шахту, добывая всего 800 тонн угля в год. В тот момент «Колмар» был на грани банкротства. Мы пригласили известную иностранную консалтинговую фирму — сделав расчеты, специалисты пришли к неутешительному выводу: деятельность компании лучше прекратить, а единственную шахту дешевле затопить, чем продолжить развитие.
Мы стояли перед серьезным выбором. И Сергей Цивилёв, будучи одним из акционеров, решил лично управлять компанией в качестве генерального директора и вытянуть ее из этой ситуации. Он сформировал стратегию развития компании до 2021 года, главной целью которой было продолжение строительства и развитие предприятия, несмотря на кризис. Нужно было увеличить объемы добычи угля, достроить шахту, так как именно добыча подземным способом позволяет получать уголь более стабильного качества. Стратегия предполагала строительство трех обогатительных фабрик, чтобы мы могли получать концентрат, который стоил намного дороже не обогащенного коксующегося угля.
Первую обогатительную фабрику «Игналинская-1» мощностью 2 миллиона тонн переработки рядового угля мы запустили в мае 2016 года. Вторая обогатительная фабрика «Денисовкая» мощностью 6 миллионов тонн была построена к маю 2018 всего за 10,5 месяца в тяжелейших климатически условиях, когда температура достигала -50 оС и ниже в зимний период. Кроме того, на ГОКе «Денисовский» мы достраиваем шахту «Денисовская-Восточная», которую запустим в конце текущего года. В декабре 2017-го был дан старт строительству третьей обогатительной фабрике «Инаглинская-2» мощностью переработки 12 миллионов тонн рядового угля в год. Все фабрики полного цикла, автоматизированы и оснащены современным оборудованием. В ближайшем будущем мы построим еще две шахты на ГОКе «Инаглинский», которые загрузят обогатительные фабрики.
Согласно стратегии развития, к 2021 году компания выйдет на объемы переработки 20 миллионов тонн рядового коксующегося угля. Тогда мы действительно сможем называться одной из крупнейших компаний страны и, пожалуй, первой компанией полного цикла по добыче и продаже коксующихся углей, запасы которой мы увеличили до 1,1 миллиарда тонн, что позволит нам работать еще 50 лет. В настоящее время компания ведет работу по добыче угля как открытым, так и подземным способами.
Компания продолжает вкладываться в социальные направления и создание комфортных условий проживания для наших сотрудников: мы строим жилье, оплачиваем летний отдых детям, проводим обучение, поддерживаем спорт и сегодня имеем один из лучших социальных пакетов на Дальнем Востоке. Мы понимаем, что главный ресурс — люди. И если мы не создадим для сотрудников комфортные условия, тогда они начнут уезжать из региона — в 2014 году шел отток людей как из города, так и из компании. Несмотря на финансовые трудности, мы построили Ледовый дворец в Нерюнгри, где занимаются в настоящее время не только семьи сотрудников, но и другие жители города. Стройка подняла дух людей — они стали верить в то, что у Нерюнгри, у компании есть будущее. Горжусь, что в 2015 году наши юноши 12-13 лет взяли «бронзу» Всероссийского турнира «Золотая шайба».
— Чье оборудование использует «Колмар»?
— На фабрике «Денисовская» основным подрядчиком стала китайская госкорпорация «Авик Интернешнл» и «ТехГарт Пекин». 12-миллионную фабрику строим вновь вместе с «Авик», а также рассматриваем возможность участия на тендерной основе и европейских поставщиков оборудования.
— За счет каких средств стал возможен этот прорыв?
— Когда мы выходили из кризиса, мы не были интересны ни одному банку и вообще никому, поэтому привлекали собственные средства. До какого-то момента, пока предприятие не вышло из этого пике и не стало прибыльным, у нас не было ни рубля займа в банках. Сейчас финансовая ситуация компании резко изменилась, и банки сами выходят на нас. Дальнейшее развитие пойдет с привлечением этих денег. Кроме того, мы были участниками государственно-частного партнерства. Например, государство помогло возвести инфраструктуру ГОКов — ЛЭП, железнодорожные станции. Такая же ситуация и с портом Ванино в бухте Мучке, где мы строим угольный терминал мощностью перевалки 24 миллиона тонн. Первую очередь запустим уже на рубеже 2019-2020 годов. Это современный порт, который работает круглый год и принимает крупнотоннажные суда. А значит, мы сможем увеличить экспорт и освоить перспективный индийский рынок. Индия — очень привлекательный рынок, который наша страна освоила не в полной мере.
— А в Европу везете уголь?
— Да, поставляем немного и в Европу, но это меньшая доля экспорта, все-таки мы ближе к Азии. В страны АТР уголь по железной дороге идет 5-7 дней и 2-3 дня — по морю. То есть буквально через десять дней наш концентрат попадает от ГОКов в порты покупателей. Это очень короткий логистический рукав. Причем мы можем поставлять как малые партии, начиная от 10-15 тысяч тонн, так и большие — 60 тысяч тонн. Это очень интересно, в том числе для небольших заводов. Такие гибкие поставки — наше преимущество перед австралийскими угольщиками, которые вынуждены преодолевать большие расстояния до потребителя и поставляют уголь панамаксами. Уверена, что Россия потенциально очень интересна для стран АТР, которые готовы диверсифицировать объемы поставок из Австралии и США.
— Когда вы только начали стучаться в двери азиатского рынка, как вас встретили?
— В целом российский рынок заслуживает большего интереса и уважения со стороны потребителей. Да, наши угольщики утратили авторитет в 90-е годы, когда поставляли сырье низкого качества, срывали сроки поставок. А ведь для металлургов очень важна стабильность в том, что касается качества и количества угля. Поэтому пришлось регулярно ездить в Китай, Японию, Южную Корею, Вьетнам и другие страны на переговоры: доказывать, что в России ситуация меняется и бизнес выходит на качественно другой уровень. Сейчас у нас заключены долгосрочные контракты с ведущими металлургами мира — среди них компания Baowu Steel (Китай), JFE (Япония), ArcelorMittal, а также спотовые контракты, это позволяет коррелировать волатильность цен угля на рынке.
— Как вы определяете — куда сделать следующий шаг?
— Мы сами проводим маркетинговые исследования. Прибавьте к этому серьезную работу трейдеров, которые должны отстаивать ценовую политику и позиции российских углей на рынке. Участвуем в международных выставках, конференциях и форумах. Мы регулярно общаемся с обогатителями, инженерами, металлургами. Многократно наши сотрудники ездили делиться опытом за рубеж, и к нам приезжают иностранные партнеры, чтобы своими глазами увидеть наше производство. Такая работа возможна, когда ты исключаешь сторонних трейдеров, которые заточены только на реализацию и получение прибыли.
«Колмар» стремится к автономности, чтобы исключить все риски. Мы сами ведем геологоразведку, добываем уголь, проверяем качество сырья в современных лабораториях. Также создали свою транспортную компанию и закупаем полувагоны. Строим собственный терминал в Ванино (Хабаровский край).
— Расскажите подробней об экспорте, пожалуйста. Кто уже оценил ваш продукт?
— За рубеж мы вывозим 70 процентов добываемого угля, основной покупатель — это Китай. Затем идут Япония, Южная Корея и Вьетнам. Перспективы экспорта очень высоки. Сейчас для отечественных угольщиков складывается благоприятная ситуация. Дело в том, что в Австралии, которая является основным поставщиком углей на мировом рынке, ряд шахт исчерпали свои резервы. Они вынуждены вести новую георазведку, строить новые шахты, смещая их вглубь материка. К тому же возможные частые тайфуны и наводнения делают поставку дольше, сложней и дороже. По прогнозам, к 2022 Индия станет самым крупным потребителем угля, потеснив Китай.
Поэтому все смотрят на этот рынок, и через несколько лет порт Ванино сделает его доступным и для нас. Надо понимать, что это колоссальные объемы.
Я бы не хотела конкуренции между нашими угольщиками. Надо вместе отвоевывать эту площадку у конкурентов — Австралии, США, Индонезии. Тем более что мы находимся близко к Азии. Самое главное — у нашей страны сейчас есть необходимый потенциал, чтобы занять свою нишу. Для этого нужно быть добропорядочным партнером, на которого можно положиться.
— Судя по угольным запасам «Колмара», более миллиарда тонн, вы пришли в регион всерьез и надолго. Однако без экологичных технологий добычи и транспортировки угля вряд ли можно говорить о будущем. Как вы сохраняете чистоту северных территорий?
— В компании «Колмар» действует комплексная программа по охране окружающей среды. Ведется мониторинг состояния объектов посредством производственного экологического контроля, в том числе отбора проб почвы, воздуха, воды. Вместе с тем на новой фабрике «Денисовская» уже внедрены технологии, обеспечивающие циркуляцию воды в замкнутом режиме. В июне текущего года запущен дополнительный шламоотстойник на шахте «Денисовская». В общей сложности на соблюдение природоохранного закона будет затрачено более 4 миллиардов рублей до конца 2020 года.
В 2021 году будет построен угольный терминал в бухте Мучке Хабаровского края на 24 миллиона тонн угля в год, сейчас ведется строительство первой очереди. Мы оснащаем терминал самым современным оборудованием с автоматической погрузкой судов и закрытой перевалкой, что позволяет минимизировать воздействие на окружающую среду.
— Компания является пионером в России по применению уникальных технологий добычи. Вопрос: легко ли быть первопроходцем?
— Компания «Колмар» первая в России получила разрешение на работу способом КСО (камерно-столбовая отработка) на глубине ниже 200 метров. Подобная технология открывает новые возможности для добычи угля в тех месторождениях, где в силу горно-геологических особенностей недоступен ни один другой метод добычи. Для освоения данной технологии производственные бригады компании прошли обучение на лучших шахтах мира, в том числе в Австралии, Германии, США и Южной Африке.
Добавлю — компания является участником территории опережающего развития (ТОР Южная Якутия). Здесь мы тоже одни из первых. Действительно, быть первым непросто. Новаторы неизбежно совершают ошибки, на первых приобретается опыт. Тем не менее если не ставить амбициозных задач и не стараться быть первым, то не будет и результата. Самое главное — мы не отмахиваемся от ошибок, а стараемся сделать выводы и исправить их.
— Сколько кузбассовцев работает в «Колмаре»?
— Стоит отметить, что не только Кузбасс — потенциальный донор работников для нас, но и многие другие регионы России (из Кузбасса у нас трудится не более 15 человек). Мы совместно с Агентством по развитию человеческого капитала разработали программу кадрового обеспечения, включающую привлечение кадров из других регионов страны, развитие молодежной политики, увеличение целевых мест в профильных учебных заведениях, проведение ярмарок вакансий в Хабаровском крае, Читинской, Кемеровской, Ростовской области. В тех регионах, где закрываются шахты, рудники (к примеру, Республика Коми и Забайкальский край) мы ведем переговоры о приеме работников на свои объекты.
В целом дефицит квалифицированных кадров — один из вызовов, с которым столкнулись сегодня инвесторы на Дальнем Востоке. Сейчас у нас работают 3 тысячи человек, через три года количество работников увеличится до 9 тысяч. Нам нужно привлечь в регион Южной Якутии, Нерюнгри, еще порядка 5 тысяч человек — это большая и сложная задача. Поэтому «Колмар» активно реализует политику привлечения персонала на производственные объекты компании, в том числе в рамках участия в программе «Местные кадры — в промышленность», которая ориентирована на вовлечение местных трудовых ресурсов.
— Наши земляки прочитают это интервью и соберутся в Нерюнгри. Кто нужен «Колмару»?
— Требуются шахтеры, бульдозеристы, строители, водители БелАЗов, операторы буровых установок… Вакансий много. Средняя зарплата в компании 83 тысячи, а шахтеры получают порядка 120 тысяч.
Считаю крайне важным обратить внимание россиян на Южную Якутию и Дальний Восток в целом — регион необыкновенно красивый, богатый, перспективный. И чтобы лучше познакомить всех желающих с особенностями края, мы создали туристическую компанию «Колмар Тур», рассказываем об истории, знакомим с культурой, погружаем в местный колорит, устраиваем сплавы по Лене, показываем Ленские столбы и организуем много интересных маршрутов.
— В Нерюнгри недавно побывали кузбасские журналисты. Коллеги вернулись домой с надеждой, что Кузбасс тоже ждут перемены к лучшему. Как считаете, есть для этого оптимизма основания?
— Я считаю, области повезло, что Сергей Евгеньевич пришел в этот регион. Он очень грамотный стратег и менеджер. Да, он ставит иногда очень амбициозные задачи, которые порой воспринимают с недоверием. И ваших земляков можно понять, ведь они в течение долгих лет не получали того, что им обещали. Сергей Евгеньевич своими делами показал, что можно развиваться даже в тяжелых условиях. Думаю, совсем скоро люди почувствуют перемены, так как поставленные задачи исполняющий обязанности губернатора привык решать эффективно.
Наталья Юркень
Справка :
Угледобывающая компания «Колмар» основана в 2004 году. Является крупным холдингом, объединяющим промышленные предприятия по добыче и переработке коксующихся углей, расположенные на территории Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия). Основное направление — добыча угля на месторождениях Южной Якутии, эффективная добыча и переработка каменного угля. Балансовые запасы компании «Колмар» составляют более 1 миллиарда тонн угля, большая часть которого — дефицитные премиальные коксующиеся марки, обладающие уникальным набором физических и химических свойств. ООО «УК «Колмар» объединяет добычные и перерабатывающие мощности, предприятия, осуществляющие подземную и открытую добычу, обогатительные фабрики, сбытовые и логистические структуры. Также «Колмар» участвует в реализации проекта строительства терминала для перевалки угля в Ванинском районе Хабаровского края.