От лунных пейзажей – к зеленым холмам
Угольщикам Кузбасса поставлена задача достичь баланса между площадью нарушенных земель и площадью рекультивированных
В Кемерове прошел семинар «Новые национальные стандарты по рекультивации нарушенных земель на основе наилучших доступных технологий». В нем приняли участие специалисты областного департамента природных ресурсов и экологии, управлений Росприроднадзора и Россельхознадзора, ученые, экологи, представители органов местного самоуправления, угледобывающих предприятий и проектных организаций.
Основной темой обсуждения стала необходимость усиления в регионе работы по рекультивации земель, нарушенных в результате горнодобывающей деятельности, в том числе с применением наилучших доступных технологий.
Беззаконная рекультивация
С начала интенсивной эксплуатации месторождений полезных ископаемых в Кемеровской области было нарушено около 100 тысяч га земель. Для информации — добыча тонны каменного угля сопровождается образованием до 35 тонн твердых отходов, а на 1 миллион тонн добытого угля приходится до 36 га нарушенной земли.
Сегодня в Кемеровской области общая площадь нарушенных земель составляет 71,4 тысячи га. Из них 66 тысяч га земель нарушено при разработке месторождений полезных ископаемых. Во внешних отвалах размещено более 17 миллиардов тонн вскрыши.
Неудивительно, что не один уже год на многочисленных совещаниях и круглых столах, проводящихся в регионе по проблемам рекультивации, регулярно поднимались, образно говоря, вечные для Кузбасса вопросы. Поднимались… и, как правило, оставались на уровне предложений. И это — в лучшем случае.
Главная загвоздка в том, что в действующем федеральном законодательстве до недавнего времени вопросы проведения рекультивации не были четко прописаны. Например, не закреплены четкие обязательства недропользователей по финансовому обеспечению работ по рекультивации. И это позволяет недобросовестным угольщикам нарушать сроки ведения горнотехнической и биологической рекультивации или, скажем так, не стремиться эти работы выполнить качественно — использовать, к примеру, для экономии средств вместо нормального посадочного материала саженцы, происхождение которых непонятно, или заказывать проектным организациям рабочие проекты рекультивации с упрощенными и малозатратными технологиями. В данной ситуации недропользователей можно понять — они стремятся побыстрее избавиться от проблемных участков, чтобы меньше тратиться на арендную плату, ведь полноценный комплекс работ по рекультивации земель весьма продолжительный и затратный.
— В результате у нас в некоторых угольных компаниях внедрялся уникальный «метод» рекультивации под названием «самозарастание» — по принципу «Пусть природа все сама сделает!». И главное — рабочие проекты с такими технологиями успешно проходили государственную экологическую экспертизу, — сетует Юрий Манаков, доктор биологических наук, заведующий лабораторией экологической оценки и управления биоразнообразием Кузбасского ботанического сада ФИЦ угля и углехимии СО РАН.
Притчей во языцех стало использование в качестве посадочного материала в Кузбассе практически одной сосны — без учета климатических условий в данной местности. Например, ученые-биологи рекомендуют в наиболее засушливой центральной части Кузбасса проводить сельскохозяйственную рекультивацию или восстанавливать степь вместо сосновых насаждений. Но к ним угольщики не прислушиваются. Как и к аргументам лесников, что в наших лесхозах немало не менее ценных растений разных видов, также пригодных для рекультивации. И то, что нередко большая часть посаженных сосенок погибает в первый же год, недропользователей также не слишком беспокоит — они отчитываются по факту посадки, а не выживаемости саженцев, а мониторинги постфактум в сметы выполняемых работ уже не закладываются.
Естественно, что многие уже проведенные и даже принятые муниципалитетами рекультивационные мероприятия критикуются учеными, экологами и общественниками. Наиболее жестко в апреле нынешнего года по этой теме высказался Сергей Цивилёв, врио главы Кемеровской области, заявивший: «Если посмотреть на способы, которыми у нас проводилась рекультивация, лучше было вообще ничего не делать!».
К счастью, позитивные подвижки по этой проблеме сейчас все-таки начали происходить — с участием федеральных и региональных органов власти, угольного бизнеса, ученых, депутатов Госдумы и Совета Федерации.
Так, по решению администрации Кемеровской области, в 2018 году будет проведена полная инвентаризация нарушенных земель. Создана комиссия по оценке выполнения угледобывающими предприятиями мероприятий по рекультивации земель, соблюдения проектных решений и календарных планов проведения работ.
Идея проведения вышеупомянутого семинара возникла в связи с изменениями в российском законодательстве в сфере рекультивации нарушенных земель. Прежде всего следует отметить внесение в Федеральный закон №7 «Об охране окружающей среды» статьи 28.1. «Наилучшие доступные технологии». Вступили в действие информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям «ИТС 16-2016. Горнодобывающая промышленность. Общие процессы и методы» и новейший ГОСТ Р 57446-2017 «Наилучшие доступные технологии. Рекультивация нарушенных земель и земельных участков. Восстановление биологического разнообразия». В новые государственные документы вошли в том числе инновационные технологии рекультивации, разработанные кузбасским учеными совместно с угольными компаниями региона.
На семинаре собравшихся познакомили с самыми современными и эффективными способами рекультивации.
Ставка — на доступные технологии
Основные технологии рекультивации были разработаны еще в советские времена. Для своего времени они были прорывными. Однако сейчас, по прошествии 40 лет, стало понятно, что монокультуры недостаточно устойчивы и продуктивны, поэтому рекультивированные территории недостаточно выполняют хозяйственные и экологические функции. Старые же советские ГОСТы отменили еще несколько лет назад. Впрочем, ученые региона не прекращали заниматься совершенствованием технологий рекультивации. Так, в Кузбассе несколько лет назад был успешно реализован проект «Разработка комплекса технологий рекультивации техногенно нарушенных земель, позволяющих оперативно сочетать инновационные методы, средства рекультивации, способы ускорения почвообразовательного процесса, дифференцированные по почвенно-климатическим, экологическим особенностям нарушенных территорий».
Финансирование работы осуществлялось Министерством образования и науки РФ по результатам выигранного конкурса.
Главным исполнителем работы был Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт, соисполнителем выступил Институт экологии человека тогда еще Кемеровского научного центра СО РАН. Особенностью работы было то, что проект выполнялся под руководством приглашенного зарубежного исследователя, но в то же время нашей соотечественницы Елены Хожиной, сотрудника университета Манитобы (Канада, город Виннипег). В итоге были разработаны новые технологии рекультивации нарушенных земель (на одну из них был получен патент), которые позволили значительно улучшить качество рекультивационных работ — в 2 раза снизились трудозатраты по биологической рекультивации отвалов, в 1,8 раза увеличилась приживаемость саженцев за счет использования катализаторов роста и развития растений (на одной из опытных площадок в конце проекта появились пчелы), повысилась производительность труда на 20 процентов за счет уменьшения объема ремонтных работ на рекультивированных территориях.
Нынешним летом о применении технологии гидропосева на разрезе «Шестаки» заявила компания «Стройсервис». Эту технологию используют на участке, где в конце 1990-начале 2000 годов выполнялись работы по отвалообразованию вблизи существующей автодороги, соединяющей Белово и Гурьевск. Учитывая градус угла откосов, использование традиционных методов рекультивации там оценили как проблематичные. Впрочем, в данном случае можно тоже говорить о развитии опыта советского времени.
Ряд кузбасских ученых сейчас активно выступает за использование новейших разработок при рекультивации — так называемых наилучших доступных технологий (НДТ). Они позволяют соблюдать принцип индивидуального подхода, ориентироваться на конкретные условия и в зависимости от этого применять разную методику рекультивации и варьировать растения, которые для нее используются.
В качестве положительного примера на семинаре отметили совместный проект Программы развития ООН, Глобального экологического фонда и Минприроды России, реализовывавшийся в Кузбассе в 2013-2016 годах, в котором приняли участие четыре угольные компании — «СДС-Уголь», Кузбасская топливная компания, «СУЭК-Кузбасс» и «Южный Кузбасс».
Как отметил Юрий Манаков, за четыре года работы было реализовано 15 инновационных проектов, направленных на разработку и апробацию методов сохранения биоразнообразия, снижения негативного воздействия, новых методов рекультивации и проведения компенсационных мероприятий.
В результате ученые подготовили методические рекомендации, которые были одобрены на заседании коллегии администрации Кемеровской области и утверждены в августе 2017 года.
Одним из важных результатов следует считать издание «Сборника инновационных решений по сохранению биоразнообразия для угледобывающего сектора». Это уникальное издание, первое и единственное в России, в котором представлена вся актуальная информация на сегодняшний день по данному вопросу. Там отражены и законодательные, корпоративные, общественные аспекты, а также представлены российские и зарубежные технологии и практики сохранения биоразнообразия.
Появились в Кузбассе и первые практические результаты, когда при рекультивации стараются не просто высаживать деревья, а восстанавливать лесную экосистему с присущей ей многоярусной структурой, включая аборигенные виды трав, кустарников и деревьев.
В частности, положительный опыт создания многовидовых лесных насаждений есть на отвалах Красногорского разреза и предприятия «Топкинский цемент» Соломенского месторождения известняка. А на отвалах Кедровского угольного разреза высажены ивы и тополя.
Кузбасской топливной компанией в сотрудничестве с учеными Кузбасского ботанического сада в 2014 году на отвале разреза «Виноградовский» был создан экспериментальный полигон по реставрации степных и лугово-степных сообществ. Здесь было заложено 12 опытных площадок для проведения наблюдений за различными вариантами посадок. Из 138 видов растений в итоге на полигоне проросли семена 97.
В 2017 году технология реставрации лугово-степных сообществ, также, как и перечисленные выше, была внесена в новый Госстандарт в качестве наилучшей доступной технологии и рекомендована для использования угольными компаниями.
Полезность семинара была и в том, что присутствующие чиновники, ответственные за рекультивацию, могли по ходу разговора сразу ответить на возникающие вопросы заинтересованным сторонам. К слову, данное мероприятие показало также, что представление о том, как надо восстанавливать нарушенные земли, у угольщиков и проектировщикрв, экологов и специалистов муниципалитетов совершенно различное. Поэтому было выражено общее мнение, что семинары нужно продолжать.
Для этого Сергей Высоцкий, начальник департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области, призвал докладчиков предоставить материалы для того, чтобы выложить их на сайте департамента в открытом доступе. А всем участникам семинара предложено присылать на электронный адрес департамента интересующие их вопросы, для того чтобы сформировать актуальную повестку следующего заседания с привлечением компетентных специалистов. Также все участники получили для ознакомления экземпляры «Сборника инновационных решений по сохранению биоразнообразия для угольного сектора» и «Комплект методических рекомендаций по рекультивации».
Александр ПОНОМАРЁВ