Обзор СМИ


Угольная отрасль: сценарий быстрого рывка
10.09.2018


В начале сентября крупные угольные компании Кузбасса подвели итоги II квартала и первого полугодия 2018 года. В отчетах — стремительный рост объемов добычи и видимое улучшение финансовых показателей. Благоприятная ситуация на рынке изменила сценарий развития отрасли. Это подтвердило и заседание Комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности, которое провел 27 августа президент РФ Владимир Путин в Кемерово. По мнению заместителя гендиректора ИПЕМ Александра Григорьева, пока что цены будут «комфортными» для бизнеса, но на перспективу следует ожидать понижательного тренда.

В департаменте угольной промышленности администрации Кемеровской области «Континенту Сибирь» сообщили, что в 2020 году добыча угля в регионе должна преодолеть рубеж в 300 млн тонн. Дальше — больше: к 2025 г. показатели вырастут до 340 млн тонн, к 2035 г. — до 370 млн. Отметим, что за прошлый год производство в Кузбассе составило 241,5 млн тонн (из них углей коксующихся марок — 65 млн тонн, энергетических — 176,5 млн тонн). Планы на 2018 год — 273 млн тонн. За первые семь месяцев результат уже 145,1 млн т угля. Эксперты объясняют такой стремительный взлет благоприятной рыночной конъюнктурой и высокими ценами на данный вид топлива. «Мировые цены на энергетический уголь, начиная с мая 2018 года, находятся на достаточно высоком уровне — более $100 за тонну, что примерно на 25% выше уровня 2017 года», — сообщил «КС» заместитель гендиректора ИПЕМ Александр Григорьев. Отметим, что текущее развитие отрасли нельзя назвать запланированным. Власти Кузбасса, ссылаясь на программу развития угольной промышленности России до 2030 года, ранее полагали, что уровень добычи в 238 млн тонн угля будет достигнут лишь в 2030 году.

Рост доходности

Высокая стоимость «черного золота» заметно улучшила экономику компаний в первом полугодии, что подтверждается отчетностью холдингов. Так, согласно собственным данным Кузбасской топливной компании (КТК) от 3 сентября, выручка КТК в отчетном периоде составила 30 570 млн рублей, что превышает показатели первого полугодия 2017 года на 102%. «Основными драйверами роста выручки стали рост объемов продаж и рост цен на экспортных рынках», — уточняют представители КТК. При этом в документе отмечается рост себестоимости, вызванный, в том числе, ростом затрат на транспортировку продукции, закупку ГСМ, запчастей и др. «Валовая прибыль компании составила 5 716 млн руб., что выше в 3,4 раза аналогичного показателя первого полугодия 2017 года. Операционная прибыль достигла 4 082 млн рублей, показав рост к прошлому году практически в 5 раз. EBITDA (прибыль до уплаты налогов и банковских процентов — «КС») по итогам отчетного полугодия составила 5 117 млн руб., что в 4,5 раза выше уровня аналогичного периода прошлого года», — говорится в сообщении.

Укрепление экономики демонстрируют и производители углей коксующихся марок. ПАО «Распадская» нарастило в первой половине 2018 года выручку по МСФО до $542 млн, что на 23% больше аналогичного показателя прошлого года. Чистая прибыль предприятия выросла на 34% и составила $225 млн. Рост финансовых показателей произошел на фоне сокращения объема добычи на 9% — за первое полугодие «Распадская» добыла 5,4 млн т угля. Как пояснил итоги работы за январь—июнь генеральный директор ООО «Распадская угольная компания» Сергей Степанов, по сравнению с шестью месяцами 2017 года показатель EBITDA вырос с $235 млн до $303 млн, «благодаря значительному росту цен на продукцию «Распадской» вслед за мировыми бенчмарками» (цитата пресс-службы компании).

Вместе со стоимостью «черного золота» растут и вложения компаний в модернизацию производства. Так, например, за прошлый год инвестиции в развитие угольной отрасли Кузбасса составили 77,6 млрд рублей (+ 19,2 млрд рублей к 2016 году). В текущем году заявлено больше. Согласно подписанным соглашениям, «Кузбассразрезуголь» (КРУ) (входит в Уральскую горно-металлургическую компанию) увеличит производственные инвестиции на 4% – до 15,2 млрд рублей (14,6 млрд рублей годом ранее). «Практически половину этих средств компания направит на обновление парка карьерной техники, на предприятия поступят 63 новых «БелАЗа». Почти 4 млрд рублей компания планирует инвестировать в модернизацию парка выемочно-погрузочного, бульдозерного и бурового оборудования. В числе главных производственных задач остается развитие железнодорожного транспорта и его инфраструктуры — на эти цели планируется направить 468 млн рублей», — говорится в сообщении обладминистрации. Кроме того, в текущем году КРУ приступит к реализации масштабного проекта — строительству обогатительной фабрики «Талдинская-Энергетическая» мощностью 6 млн тонн угля в год. Запустить ее планируется в 2020 году. Согласно информации, озвученной генеральным директором ООО «УГМК-Холдинг» Андреем Козицыным, в планах КРУ — строительство еще двух фабрик на Бачатском и на Краснобродском разрезах. Таким образом, «Кузбассразрезуголь» будет обогащать весь пригодный для переработки уголь. Согласно соглашению обладминистрации с ЗАО «Стройсервис», на развитие производства компания направит в 2018 году 13,4 млрд рублей, в том числе на приобретение горно-транспортного и вспомогательного оборудования — 3,7 млрд рублей, на реконструкцию и строительство обогатительной фабрики и других производственных объектов — 9,7 млрд рублей. В текущем году запланировано строительство обогатительной фабрики ООО «Шахта № 12» производственной мощностью 4 млн тонн в год. Среди инвестпроектов «Стройсервиса», намеченных на ближайшие месяцы, также реконструкция обогатительной фабрики ООО СП «Барзасское товарищество». Ее годовая производственная мощность будет увеличена с 1,5 до 2,5 млн тонн.

ООО «Угольная компания «Полысаевская» (предприятие работает на обанкроченных шахтах угольной компании «Заречная») вложит в производство 3,28 млрд рублей. Средства будут направлены «на проведение горно-капитальных выработок, на строительство галереи транспортировки угля, очистных сооружений, главного водоотлива, на техническое перевооружение». Предприятие планирует в этом году увеличить добычу угля в 3,6 раза, до 6,8 млн тонн угля против 1,89 млн годом ранее.

Кузбасс готовится «к рывку»

Врио губернатора Кемеровской области Сергей Цивилев на празднике Дня шахтера в Таштагольском районе заявил журналистам, что регион «готовится к рывку», добавив, что таковой может быть только «в партнерстве с РЖД при стратегическом одобрении правительства». Уже через пару дней, 27 августа, одобрение это было дано на заседании Комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности, которое провел президент РФ Владимир Путин.

Тогда Путин напомнил, что одним из наиболее привлекательных направлений продаж является Азиатско-Тихоокеанский регион. Он рассказал, что уже налаженное сотрудничество может выйти на новый уровень в связи с решением лидеров России и КНР организовать Российско-Китайский энергетический бизнес-форум. «Уверен, эта площадка позволит расширить сотрудничество наших стран, найти новые направления для взаимных инвестиций, для запуска перспективных проектов в сфере энергетики. Первый форум планируется провести в ноябре текущего года в Пекине», — заявил президент, добавив, что с российской стороны уже выразили заинтересованность в участии около 40 компаний. Путин подчеркнул, что текущая конъюнктура дает возможность «расширить присутствие России на мировом угольном рынке, укрепить свои позиции и нарастить долю».

Министр энергетики РФ Александр Новак в докладе и вовсе назвал текущий период «новым окном возможностей». Он напомнил, что экспорт был ключевым драйвером роста отрасли в последнее десятилетие, и высказал уверенность, что будет оставаться им впредь. «В прошлом году возобновился рост мирового потребления угля, в том числе за счет Юго-Восточной Азии, Индии, Турции и ряда других стран. Увеличилась международная торговля энергетическим, коксующимся углем и превысила уже отметку в 1,3 миллиарда тонн. Согласно оценкам экспертов, устойчивый рост спроса на уголь, прежде всего на рынке Азиатско-Тихоокеанского региона, продолжится и в горизонте на период до 2025–2030 годов. Составит прирост не менее 100 миллионов тонн», — поделился Новак. Глава Минэнерго уточнил, что на сегодня доля России на европейских рынках составляет почти 40% и является достаточно высокой, а вот в восточном направлении — только 9,3 %. «Мы видим возможность удвоения экспортных поставок к 2025 году, мы можем увеличить долю России почти до 20 процентов. В целом увеличится наша общая доля на международном рынке еще на 6 процентов», — сообщил министр. Александр Новак также анонсировал ожидаемый рост суммарного объема российского угля в восточном направлении. «Поставки могут увеличиться со 100 миллионов тонн до 207 к 2025 году, в том числе по направлению железнодорожных перевозок — до 195 миллионов тонн», — заявил глава Минэнерго.

При этом, по мнению Александра Новака, менее остро стала стоять для угольного бизнеса проблема логистики, а «важнейшим стимулом» для инвестиций компаний в производство является принятое в конце прошлого года решение об установлении долгосрочных тарифов на железнодорожные перевозки на период до 2025 года.

Генеральный директор — председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров также высказал мнение, что, по оценкам РЖД, сегодня уровень железнодорожного тарифа «не является сдерживающим фактором для перевозок». «Можно говорить о том, что тарифная политика фактически стимулирует рост перевозок, — заявил Белозеров. — За последние три года средневзвешенная железнодорожная составляющая в части инфраструктуры и тяги при перевозках энергетического угля снизилась на десять пунктов, при перевозках коксующегося — на шесть пунктов», — заключил он. Белозеров также добавил, что с учетом решения о переходе на долгосрочное тарифное регулирование «можно говорить о том, что благоприятные условия сохранятся на длительную перспективу».

Говорили на заседании и о решении проблемы ограниченности пропускной способности магистралей в восточном направлении. В частности, всерьез обсуждался вопрос строительства Северомуйского тоннеля на БАМе. Отвечая на вопрос Владимира Путина о целесообразности реализации проекта, Олег Белозеров подчеркнул, что считает необходимым приступать к первоначальному технико-экономическому обоснованию. «Советский Союз 25 лет строил этот тоннель. На сегодняшний момент у нас по нему идет 16, всего 16 пар поездов. Это 16 миллионов [тонн грузов], это «бутылочное горлышко» на БАМе. Соответственно, для того чтобы развивать Дальний Восток, нам нужно будет увеличивать объем перевозок. Если мы построим второй тоннель, то это даст возможность провозить не 16, а 100 миллионов тонн грузов», — сказал Белозеров, подчеркнув, что проект сложный и потребуется порядка десяти лет для его реализации.

Надолго ли?

Говоря о перспективах развития угольной отрасли, не все эксперты соглашаются с оптимистичным прогнозом, данным Александром Новаком в Кемерово. «Цены на энергетический уголь не должны и не могут быть высокими на протяжении сколь либо длительного времени, — высказывает свою точку зрения заместитель гендиректора ИПЕМ Александр Григорьев. — Конкуренция с газом и субсидируемой альтернативной энергетикой делает дорогой уголь уязвимым и диктует для него в целом понижательный тренд. Вследствие чего в 2019–2022 годах цены на энергетический уголь могут находиться в коридоре $70–90 за тонну», — полагает эксперт. По мнению Григорьева, нет особых драйверов роста на внутреннем рынке. «Текущий уровень цен на газ не оставляет особых шансов для проектов в угольной генерации, а значит – и перспектив роста использования угля в энергетике в обозримой перспективе», — замечает Александр Григорьев.

Континент-Сибирь

http://www.ipem.ru/news/publications/1581.html


2024-МАЙНИНГ