Обзор СМИ


Одно Ванино на всех. Уголь, нефть, глина и вода: настоящее и будущее дальневосточного порта
21.02.2019


Порт Ванино — крупнейший транспортный узелХабаровского края на северо-западном берегу бухты Ванина в Татарском проливе. Порт имеет выход на две крупнейшие отечественные железнодорожные магистрали: через ст. Волочаевка на Транссиб и через Комсомольск-на-Амуре на северный ход дальневосточной железной дороги — БАМ. Навигация в порту открыта круглый год. В зимний период, когда акватория бухты покрыта льдом (с января по март), проводка судов осуществляется с помощью ледоколов. Порт работает круглосуточно.

Инфраструктуру порта образуют 16 причалов, открытые и закрытые склады, оснащённые портовыми сооружениями и объектами, крановым оборудованием и перегрузочной техникой. Глубины у причалов и технические средства позволяют принимать и обрабатывать суда дедвейтом до 45 000 тонн. Пирс располагается перпендикулярно береговой линии, а причал — параллельно.

    Пропускная способность железнодорожного подхода к Ванино пока оценивается в 43 млн т в год.

По данным сайта Морские и речные порты мира, суммарный оборот морских грузоперевозок порта составляет около 9 млн т. А по данным ОАО «Порт Ванино», годовой грузооборот составляет 6,5 млн тонн. Однако эти цифры, видимо, не учитывают пропускной способности вновь построенных мощностей по перевалке угля. Поскольку в СМИ сообщают, что уже сейчас СУЭК в состоянии переваливать здесь 30 млн. т. Мы писали, что в 2018 году здесь планируют перегрузить 22 млн т угля). А в случае реализации всех (угольных — прим. авт.) проектов суммарный объём перевозки грузов в направлении Ванино составит порядка 80 млн т в год. При этом пропускная способность железнодорожного подхода к Ванино пока оценивается в 43 млн т в год.

Через Ванино поставляются грузы в северо-восточные регионы России, Японию, Южную Корею, Китай, Австралию, США и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Историческая справка

Датой основания стало 18 октября 1943 года, когда Дальневосточное морское пароходство впервые документально утвердило штатное расписание порта Ванино. Через порт этапировались заключённые в дальние лагеря Колымы и Магадана. В апреле 1950 года решением правительства порт был выведен из системы Дальстроя МВД СССР и передан Министерству морского флота. В 1957 году начата экспортная отгрузка леса в Японию (до 2 млн кубометров в год); в 1959 году начата переработка и отправка грузов в пакетах и контейнерах. В этом же году заработали регулярные судоходные линии между портом Ванино и портами Сахалина, Японии, пошли регулярные рейсы в Магадан. В 1960 году Ванино перешёл на круглогодичную работу с использованием ледоколов.

С 1973 года уже свыше 45 лет работает паромная переправа с материка на Сахалин. Из Ванино в Холмск ходят грузопассажирские паромы «Сахалин» проекта 1809.

Весной 1974 года коллегия Министерства морского флота СССР отнесла порт Ванино к высшей категории. Он стал седьмым по значению портом Советского Союза. В 1986 году, переработав 10 млн тонн грузов, порт Ванино вышел на первое место среди портов Дальнего Востока.

В 1991 году порт открыли для захода иностранных судов.

    Главным импортным грузом остаётся зарубежный глинозём для производства алюминия, который импортирует РУСАЛ.

В XXI веке порт перепрофилируется на экспорт угля (твёрдое топливо за границу через Ванино экспортируют «Мечел», СУЭК), в связи с чем идёт его значительное расширение за пределы бухты Ванина и интенсивное строительство транспортных и производственных объектов. К примеру, мощности для перевалки угля здесь строит «Колмар», свои объекты планирует возводить ТЭПК.

Основными экспортными категориями грузов в Ванино всегда были лес и уголь. Главным импортным грузом остаётся зарубежный глинозём для производства алюминия. Импортирует глинозём РУСАЛ.

В Ванино также работает ООО «Трансбункер-Ванино», чья специализация — перевалка нефтепродуктов. Терминал принимает самый широкий спектр судов, от самых небольших танкеров-бункеровщиков до тяжеловесов дедвейтом в 40 000 тонн. Нефтеналивной терминал включает 3 причала. Суммарная ёмкость резервуарного парка нефтетерминала составляет 200 тыс. м³, из них 120 тыс. м³ предназначены для хранения тёмных нефтепродуктов и 80 тыс. м³ — для светлых нефтепродуктов. Производственные мощности терминала позволяют перегружать до 3 млн тонн нефтегрузов в год.

Из основных игроков стоит отметить компанию «Трансбункер», владельцы которой Иосиф Сандлер и Сергей Пугачёв (председатель совета директоров «Трансбункера») контролируют пакет более 75% акций головной компании группы — Tanor SA (Швейцария). Оставшийся пакет у иностранных инвесторов, включая партнёра «Трансбункера» — британскую компанию Daxin.

В сравнении с другими дальневосточными портами, преимущественными позициями портов Ванино и Советская Гавань являются самая удобная и глубокая на Дальнем Востоке акватория и наличие возможности увеличения портовых мощностей и подходов к порту.

    Перегрузка угля ведётся в автоматическом и полуавтоматическом режимах.

В 2008 году на полуострове к северу от Ванинской бухты, между мысом Бурный и мысом Мучукей-Дуа, компанией СУЭК был построен новый балкерный терминал «Дальтрансуголь» с проектной мощностью 12 миллионов тонн угля в год. К 2020 году АО «Дальтрансуголь» будет перерабатывать 30 миллионов тонн в год. Терминал включает: железнодорожную припортовую станцию «Терминал» с парками приёма и отправления, грузовой фронт разгрузки вагонов, склады хранения угля, причальный грузовой фронт, перегрузочное оборудование и конвейерную транспортную систему, технологически объединяющей в одно целое склад с морским и железнодорожным грузовыми фронтами. Перегрузка угля ведётся в автоматическом и полуавтоматическом режимах.

Ванинский балкерный терминал ориентирован на перевалку угля с предприятий «СУЭК» и других российский угольных компаний (к примеру, ЗАО «Стройсервис» — группа, объединяющая предприятия по добыче и обогащению угля, выпуску кокса, сбыту продукции на российском рынке и на экспорт) для экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. С выходом на проектную мощность терминала порт «Ванино» становится крупнейшим угольным портом на Дальнем Востоке и вторым (самый крупный специализированный угольный порт России — терминал АО «Восточный Порт» – прим. ред.) по величине в России.

Ведётся строительство специализированного угольного перегрузочного комплекса в бухте Мучке мощностью 24 млн тонн. По информации инвестора ООО «Сахатранс», стоимость проекта составит 25,5 млрд рублей. По другим данным, его реализация обойдётся в 35 млрд руб. Комплекс планируют построить к 2020 году. Весной СМИ сообщили, что угольный терминал в бухте Мучка строит УК «Колмар», резидент ТОР «Южная Якутия» и СПВ. Проект будет реализован в два этапа. На первом — в III квартале 2019 года — будет завершено строительство объектов терминала для перевалки угля мощностью 12 млн тонн в год. На втором этапе, к 2023 году, мощности будут увеличены до 24 млн тонн. Проект реализует 100%-ная дочка «Колмара» АО «ВаниноТрансУголь» (ВТУ), получившее статус резидента Свободного порта Ванино.

Ещё один угольный перегрузочный комплекс запланирован в районе мыса Бурный (пгт Ванино) мощностью 15 млн тонн. Инвестор проекта — ООО «Дальневосточный Ванинский порт», дочерняя структура Тувинской энергетической промышленной корпорации Руслана Байсарова. Цена вопроса — 23,6 млрд рублей, планируется создание 477 рабочих мест. Терминал увязан с разработкой Элегестского угольного месторождения, строительством железной дороги Элегест – Кызыл – Курагино и ГОКа. Начала строительства этого порта в Ванино ждут с 2014 года. Сейчас ввод порта в эксплуатацию отодвинут на 2021 год. Начнётся ли это строительство, неизвестно.

    Инвестиции в проект со сроком реализации до 2022 года составят более 30 млрд рублей.

РУСАЛ строит портовый комплекс для перегрузки импортного глинозёма мощностью до 3 млн тонн при полном развитии. Комплекс предназначен для обеспечения сырьём предприятий компании. Стоимость проекта — 3,6 млрд рублей. Реализовать его планируется в два этапа: первый этап — 2016-2017 гг. (организация перевалки до 1,5 млн тонн); второй этап — 2017-2018 гг. (организация перевалки до 3 млн тонн).

АО «Прайм» намерено построить терминал для перевалки сжиженных углеводородных газов в страны АТР мощностью 2 млн тонн в год. Инвестиции в проект со сроком реализации до 2022 года составят более 30 млрд рублей.

Ещё один проект, предусматривающий создание предприятия по снабжению пресной водой морских судов, заходящих в акваторию порта Ванино, собирается к 2037 году (!!!) реализовать ООО «Морская компания «Свободный порт Ванино». Объём инвестиций — 410 млн рублей. При этом в порту Ванино бункеровка водой превратилась в проблему. СМИ со ссылкой на главу Ванинского района Николая Ожаровского пишут, что «ситуация на сегодняшний день такова, что мы вынуждены просить заходящие в порт суда бункероваться водой по ночам, чтобы днем не оставить без воды население». Причина тому — ветхий, давно требующий реконструкции водовод.

https://vgudok.com/lenta/odno-vanino-na-vseh-ugol-neft-glina-i-voda-nastoyashchee-i-budushchee-krupneyshego


2024-МАЙНИНГ