В путь готов

Пылеподавление и борьба со смерзанием угля и рудных материалов


Процессы добычи и транспортировки угля как сыпучего груза сопровождаются двумя основными проблемами по частоте упоминания в СМИ и самими угольщиками: смерзание и пыление.

«Правилами перевозок смерзающихся грузов на железнодорожном транспорте», утвержденными приказом Министерства путей сообщения РФ от 05.04.1999 №20Ц, предусматривается, что до предъявления к перевозке грузов, подверженных смерзанию, грузоотправитель должен принять меры к уменьшению их влажности до безопасных в отношении смерзания пределов, установленных ГОСТами, техническими условиями на продукцию.

Поскольку, как правило, такая подготовка груза либо невозможна технически, либо экономически неоправданна, грузоотправитель обязан принять дополнительные меры к предотвращению смерзания груза и его примерзания к стенкам полувагона в процессе его транспортировки.

Правилами предусматриваются несколько способов подготовки смерзающихся грузов к отправке:

 предварительная сушка насыпных грузов до безопасной влажности;

 предварительное промораживание увлажненных грузов до их погрузки;

 равномерная обработка груза в массе, а также дна и стенок полувагонов профилактическими средствами различной природы;

 пересыпка груза разнообразными инертными материалами, например древесными опилками.

Каждый из вышеописанных способов имеет свои достоинства и недостатки, однако с экономической точки зрения наиболее эффективным способом является использование специальных реагентов с последующим нанесением на внутреннюю поверхность вагонов, а также послойная или в массе обработка самого груза различными составами против смерзания.

Несоблюдение мер по предотвращению смерзания грузов приводит к резкому росту издержек у грузополучателей, обусловленных необходимостью проведения дополнительных операций по обеспечению возможности выгрузки смерзшегося груза и их последствиями. Это и использование так называемых тепляков, и затратная механическая выгрузка с очисткой внутренней поверхности полувагона, и затраты, связанные с вынужденным простоем подвижного состава.

ООО «Зиракс» производит и поставляет потребителям горнодобывающей отрасли специализированные продукты для борьбы со смерзанием угля и других рудных материалов. Составы против смерзания на основе специально разработанного реагента ЮНИПЕЛЛ выгодно отличаются от других аналогичных средств, в том числе от реагентов нефтяного происхождения, которые пожароопасны, имеют более высокую цену и резкий запах.

Реагент ЮНИПЕЛЛ имеет низкую точку замерзания. Наибольшей эффективностью для обработки против смерзания обладает раствор ЮНИПЕЛЛ с массовой концентрацией 29-30% и плотностью 1,287-1,294 г/см3. При этой концентрации реагент обладает наиболее низкой температурой кристаллизации — минус 51°С.

Составы на основе ЮНИПЕЛЛ, а также и усовершенствованные материалы с ингибиторами коррозии, и ПАВ, характеризуются существенно более низкой коррозионной активностью в сравнении с аналогичными растворами других солей. ООО «Зиракс» поставляет потребителям из горнодобывающей отрасли такие усовершенствованные материалы для борьбы со смерзанием угля и рудных материалов, обладающие более высокими потребительскими свойствами.

Составы против смерзания на основе ЮНИПЕЛЛ выпускаются в твердой форме, что существенно снижает затраты на транспортировку к месту использования. Имея широкую сеть партнеров в регионах, ООО «Зиракс» организовывает поставки и жидких, готовых к применению, рабочих растворов.

Кроме проблемы смерзания угля, в свете последних тенденций в сфере природоохранных инициатив президента и правительства Российской Федерации, становится все более актуальной решение проблемы пыления угля при транспортировке. Причем речь идет не только об экологических аспектах функционирования соответствующих промышленных предприятий, а в большей степени о здоровье и безопасности населения, проживающего в непосредственной близости от мест добычи, хранения и перевалки угля.

Наиболее интенсивным пылением сопровождается перевалка открытым способом с применением грейферной погрузки, прямой выгрузки из вагонов в трюм судна, движение транспортной техники по технологическим дорогам в местах добычи угля, в местах выгрузки и хранения, на обогатительных фабриках. При этом пыление с мест хранения угля насыпью менее интенсивное, но в отличие от вышеперечисленных случаев — постоянное и, как следствие, более пагубное.

Технологические операции с сыпучими грузами без специальных мероприятий по снижению пыления однозначно приводят к тому, что пылевые частицы оседают на прилегающей территории, что негативно сказывается на растительном и животном мире и создает угрозу здоровью людей, проживающих в непосредственной близости от таких зон. Нарушение технологий, условий перевалки приводит к повышенному загрязнению атмосферного воздуха и нарушению экологических норм. Поэтому по закону все организации, осуществляющие транспортировку, перевалку и хранение пылящих грузов, обязаны осуществлять мероприятия по снижению пыления и минимизации его воздействия на экологию и здоровье людей.

В настоящее время применяются несколько способов борьбы с пылением сыпучих грузов, которые условно можно разделить на несколько основных групп.

К первой группе можно отнести организационные мероприятия, направленные на оптимизацию погрузочно-разгрузочных работ, — рациональное размещение оборудования и мест разгрузки-погрузки, оптимизация режимов работы и пр.

Ко второму способу относятся разнообразные способы укрытия мест интенсивного пыления — создание различных ограждений, размещение технологических узлов в крытых помещениях, организация ветрозащитных экранов и др.

Достаточно распространенным и едва ли не самым популярным способом борьбы с пылью является увлажнение сыпучих материалов, в том числе и угля в процессе погрузки и во время его хранения. Оно может производиться путем орошения или создания завесы из водяного тумана. Технологически системы орошения могут размещаться как на самом погрузочном оборудовании, например на портальных кранах, стакерах-реклаймерах, так и иметь мобильное исполнение — различные передвижные туманообразующие и аспирационные установки.

Также достаточно эффективным является способ закрепления пылящих поверхностей с помощью различных реагентов — места хранения грузов обрабатываются специальными составами, создающими устойчивую к ветру поверхностную пленку.

Последние два способа являются наиболее распространенными в мировой практике. Первые два из перечисленных способов достаточно капиталоемки и труднореализуемы на уже функционирующих объектах. К недостаткам способа увлажнения можно отнести невозможность его применения при отрицательных температурах в зимний период, а в России около 70% угольных терминалов работают в условиях длительного периода отрицательных температур.

Применение для целей снижения пыления специальных составов на основе реагентов серии ЮНИПЕЛЛ, при необходимости дополняемых функциональными добавками, выгодно отличается от вышеперечисленных способов. Связывая мелкие частицы твердой фракции, такие составы создают на поверхности груза достаточно прочную ветроустойчивую пленку, длительное время сохраняют обработанную поверхность в увлажненном состоянии и препятствуют дальнейшему пылению. Обладая повышенной гигроскопичностью, реагент ЮНИПЕЛЛ после обработки груза абсорбирует влагу даже из воздуха с пониженной влажностью, поддерживая обеспыливающий эффект от обработки в разы дольше по времени по сравнению с обработкой обычной водой.

Технологически процесс использования составов на основе ЮНИПЕЛЛ не отличается от применения обычного увлажнения пылящего груза. Для пылеподавления используется растворенный в воде ЮНИПЕЛЛ с плотностью 1,25-1,26 г/см3. Приготовленное средство распыляется на обеспыливаемую поверхность с использованием доступного оборудования. Для обработки 1 кв. м обеспыливаемой поверхности требуется примерно 0,2-0,4 кг твердого ЮНИПЕЛЛ.

Технология обеспыливания с использованием растворов на основе реагентов ЮНИПЕЛЛ на технологических дорогах в местах добычи полезных ископаемых и на дорогах общего пользования с переходным типом дорожных покрытий (песчано-гравийные, щебеночные дороги) давно и успешно применяется. Среди них и технологические площадки предприятий горнодобывающей промышленности, а также широкая сеть дорог в Архангельской области, Ленинградской области и в Республики Саха/Якутия. А с 2016 года технология пылеподавления на основе продуктов ООО «Зиракс» успешно применяется на внутрипромысловых дорогах нефтедобывающего месторождения Тенгиз в Западном Казахстане. Данный проект является хорошим подтверждением эффективности решений ООО «Зиракс» для рынка.

Таким образом, решение на основе ЮНИПЕЛЛ как в чистом виде, так и с добавлением антикоррозионных добавок позволяет эффективно решать проблемы, возникающие при транспортировке угля, такие как смерзание, примерзание к стенкам вагонов и пыление.

При этом даже однократного применения препарата в начале транспортного пути достаточно, чтобы обеспечить решение проблем на всем транспортном пути.

  • ООО «Зиракс»
  • 404171, Волгоградская область,
  • Светлоярский район,
  • р. п. Светлый Яр, мкрн. 4, д. 6
  • тел.: (8442) 49 49 99
  • sales@zirax.com
  • www.zirax.ru

2024-МАЙНИНГ