ИНБУРТЕХ


Бережливое производство

Роль смазочных материалов в защите экологии


25 сентября 2019 года в Новосибирске, в рамках одной из сессий выставки Mining. Metal. Generation, Данила Самосюк, сектор-специалист компании ExxonMobil, выступил с докладом о роли смазочных материалов в бережливом производстве и защите экологии. Предлагаем нашим читателям ознакомиться с этим докладом.

 Часто, говоря о повышении эффективности производства, мы говорим о TCO — (total cost ownership — совокупная стоимость владения), о сугубо экономических показателях. При этом экологическая сторона этого вопроса может незаслуженно остаться без внимания, поскольку обычно находится не в фокусе соответствующих расчетов.

Компания ExxonMobil — это 150 лет инноваций в области смазывания. Наш опыт говорит о том, что важно не просто создавать передовые продукты, которые будут отвечать технологическим запросам наших клиентов. Важно не забывать об окружающей среде и формировать совместно с нашими партнерами модель бережливого производства. Данный термин и сама концепция, предложенная инженерами Toyota, кажется мне крайне удачной в том числе для того, чтобы оценить роль смазочных материалов в производстве и бизнесе в целом. Кроме того, мне хотелось бы предложить вам экологическую перспективу, под углом которой все мы смотрим на совершенствование производственных процессов и индустриального бизнеса в целом. Для этого я хочу обратиться к одному из первостепенных принципов концепции бережливого производства — устранению потерь.

Устранение перепроизводства

В экономике промышленного предприятия речь идет зачастую о перепроизводстве энергии или неоптимальном ее потреблении. Дизельное топливо, природный газ или электроэнергия — весомые статьи затрат. Повышение энергоэффективности машин и оборудования — это не только экономическая выгода, но и снижение вредного воздействия на окружающую среду. Позвольте проиллюстрировать примером.

Наш клиент — горнодобывающая компания, эксплуатирующая парк в 39 карьерных самосвалов Caterpillar. Переход парка на рекомендованные нами моторные и редукторные масла позволил только за счет смазочного материала сократить потребление дизельного топлива по парку на 4,93%. В свою очередь, эта цифра соответствует снижению выбросов СО2 на 6,787 тонны, взвешенных частиц — на 1,6 тонны и оксидов азота — на 38,9 тонны.

Наше исследование показывает, что для парка в 10 карьерных самосвалов, нарабатывающих 7 500 моточасов в год, всего 1,6% снижения потребления дизельного топлива означает сокращение выбросов СО2 на 365 килограммов, оксидов азота — почти на три килограмма и взвешенных частиц — на 26,3 килограммов.

Устранение излишних запасов

Само по себе складирование смазочного материала не несет прямого вреда экологии, однако требует бережного и внимательного отношения. Кроме того, в случае ненадлежащего хранения утечка масла — это непосредственный риск как для окружающей среды, так и для здоровья сотрудников. Ответом на этот риск является унификация номенклатуры складских запасов за счет универсальных продуктов широкого применения. Это же, кстати, существенно облегчает работу механиков. А также — точечная настройка цепи поставок через дистрибьютора. Так, для нашего клиента, ТЭЦ «Международная» в Москве, мы обеспечиваем такую систему поставок, которая вообще не требует складского хранения. Станция работает на площади всего в один гектар, посреди плотной городской застройки. А масла подвозятся непосредственно к моменту заливки.

Другой пример — консигнационный склад, который был запущен нашим дистрибьютором в Забайкальском крае. Клиент берет продукт только непосредственно в момент, когда он ему необходим. В остальное время за надлежащее хранение отвечают наши партнеры.

Устранение ожидания

Вынужденное ожидание — простой техники, вызванный как плановым, так и внеплановым обслуживанием или ремонтом, — это нагрузка на всю экосистему предприятия. И, конечно же, упущенная выгода. Решения в области смазывания могут помочь существенно смягчить этот тяжелый фактор. Например, вместе с горнодобывающей компанией «Регион-42» в Кемерове нам удалось увеличить нормативный интервал замены редукторных масел самосвалов БЕЛАЗ в два раза — с 2 500 до 4 000 моточасов. По моторным маслам увеличения удалось добиться с 250 до 500 моточасов. По итогам этой работы коэффициент технической готовности парка вышел на отметку 92-94%.

Мы также знаем, что аналогичных результатов можно добиться и по такому продукту, как гидравлические масла. Так, перевод большого колесного погрузчика Caterpillar 992G на масло Mobil DTE 10 Excel 32 позволил другому нашему клиенту сократить отказы гидравлических систем на 75% в условиях холодной погоды. Интервалы замены масла были увеличены с 2 000 до 8 000 моточасов, а срок службы насосов удвоен.

Устранение лишних этапов обработки

Успех компании «Регион-42» — это еще и пример устранения лишних этапов обработки. Так, коленвал двигателя БелАЗ, отработавшего на рекомендованном нами масле, не требует дополнительной шлифовки. Полировки оказывается достаточно для запуска в эксплуатацию.

Еще более красноречивые примеры того, как смазочные материалы помогают соблюдать этот принцип, можно найти на металлургических производствах и в цехах механообработки. Там оптимально подобранные масла и технические жидкости позволяют существенно повышать эффективность технологических процессов.

Устранение ненужной транспортировки и лишних перемещений

Данные принципы во многом перекликаются с уже озвученными. Нет нужды говорить о том, что в горной добыче крайне сложно осуществлять обслуживание техники и особенно ремонт непосредственно на разрезе или в шахте. Поэтому снижение уровня поломок и увеличение общего ресурса техники означает также и сокращение движения неисправной техники на линии: участок — ремонтный цех. К примеру, наш опыт говорит о том, что масло Mobil DTE 10 Excel 46 способно помочь с решением проблемы перегрева гидравлических систем самосвалов БЕЛАЗ. Наш клиент, эксплуатирующий 35 карьерных самосвалов грузоподъемностью 130 тонн на железорудном месторождении, смог добиться снижения рабочей температуры гидравлических систем до 60°C. Это привело к сокращению простоя, вызванного ремонтом в 1 575 часов. Достигнутая экономия была оценена в 823 746$ США.

Устранение дефектов выпускаемой продукции

Я вижу задачу — свою лично и моей компании — в том, чтобы помогать коллегам быть готовыми к любым ситуациям, в том числе нештатным. Быть «антихрупкими». При чем здесь масла? Очень просто. В последние годы мы уделяем особое внимание маслам на биоразлагаемой основе. Они, в частности, находят свое применение в фильтрационных, очистных сооружениях. В случае утечки такого масла во внешнюю среду оно быстро распадется при контакте с водой, не причиняя ущерба экологии. Такие же разработки мы предлагаем для гидравлических систем техники.


2020-Выставка ВНОТ