Обзор СМИ


Угольная отрасль Кузбасса остро нуждается в замещении импортной техники
21.12.2023


Прототип станка с числовым программным управлением, который позволит промышленникам восстанавливать детали механизмов на месте их использования, разработали кузбасские ученые и инженеры - победители конкурса Фонда содействия инновациям для проектов ранних стадий. Но почему машиностроительные инновации часто не доходят до внедрения?

Изобретение команды Кемеровского госуниверситета под руководством кандидата технических наук Алексея Шалева способно возвращать к жизни изношенные поверхности коленчатых валов, шнеков, роликов и других движущихся узлов и механизмов с помощью наплавки металла. Применение новинки в машиностроении, нефтегазовой и других сферах позволит сокращать эксплуатационные издержки и экономить на запчастях.

Конечно, станок еще нуждается в доработке. На производственные эксперименты для усовершенствования программы управления (она контролирует скорость движения наплавочной головки, температуру, поток сварочного материала и другие параметры), авторы проекта потратят три миллиона рублей средств федерального гранта. В областном правительстве полагают, что такие станки позволят экономить металлы и высвобождать мощности машиностроения. Это лишь одна из перспективных разработок, рожденных в Кузбассе. Увы, до производства доходят не все.

Недостаточная продуктивность и эффективность методов внедрения научно-технических инноваций - одна из причин, которые, по мнению экспертов, тормозят развитие машиностроения в Кузбассе. И сегодня, в условиях антироссийских санкций, когда есть острая необходимость замещения импортной техники и оборудования, ситуацию необходимо менять.

- Для Кузбасса стало серьезной проблемой то, что у нас работает в основном импортная техника. Мы принципиально зависели от импорта таких базисных элементов либо компонентов машиностроения, как редукторы, подшипниковые узлы, гидрооборудование и так далее. И нам надо наращивать темпы их выпуска, - уверен директор филиала Кузбасского государственного технического университета в Прокопьевске Евгений Пудов. - Что мешает добиться импортозамещения в кратчайшие сроки? Нас сдерживает в том числе необходимость типизации технологических процессов. Они должны быть разработаны для массовой продукции. Необходимо создать новые виды обрабатывающего технологического оборудования и решить организационные задачи для открытия новых видов производств. Импортозамещение реально возможно при условии применения альтернативных технологий. Но мы сталкиваемся с тем, что не все предприятия готовы покупать то, что производится у нас. Так, владельцы разрезов и шахт надеются и ждут, что границы откроют, поэтому искусственно ограничивают внедрение новых технологий.

При этом основная доля отрасли машиностроения в Кузбассе по-прежнему ориентирована именно на угольную отрасль (на химическую, транспортную, энергетическую и АПК - небольшая часть). Но лишь десять процентов необходимого горно-шахтного оборудования для углепрома производят в Кемеровской области, а девяносто процентов ввозят из других регионов страны, ближнего и дальнего зарубежья.

Проблемы, которые мешают развитию машиностроения, обозначили на недавней научно-практической конференции по развитию производительных сил региона. В числе прочего назвали отсутствие средств на разработку новой техники и выпуск опытных образцов, низкий уровень взаимодействия предприятий с научными и научно-образовательными организациями по темам НИОКР. Не забыли упомянуть и про высокий износ мощностей и недостаточный технологический уровень машиностроительного производства, отсутствие средств на модернизацию и дороговизну банковских кредитов. Прибавили к этому малосерийность и высокую себестоимость продукции и несоответствие качества большей части выпускаемого оборудования современным требованиям.

Еще одна проблема - дефицит кадров. В машиностроении не хватает как ИТР, так и рабочих. С этой, пожалуй, ключевой проблемой на конференции предложили бороться и таким путем - выпускников техникумов принимать в профильные вузы без экзаменов, а тем, кто стал студентом, предоставлять отсрочку от воинской службы (десять процентов ребят после армии на учебу не возвращаются).

- Однако для решения вопросов импортозамещения требуются не столько инженеры-конструкторы, сколько грамотные инженеры-технологи. Специалистов в области технологий машиностроения крайне мало. Эксперты все чаще приходят к выводу, что необходимо вернуться к советской системе подготовки именно в области технологий машиностроения, - подчеркнул член-корреспондент РАН Вячеслав Приходько.

Так или иначе, а к 2030 году, согласно предложению отраслевой секции, в Кузбассе должно быть подготовлено 1 840 выпускников по направлению "Машиностроение". Площадкой для подготовки и переподготовки кадров и развития передовых инженерных и цифровых технологий станет создаваемый в регионе Центр инновационного машиностроения.

В числе задач на ближайшее будущее - открытие в Кузбассе российского Центра производства горно-шахтного оборудования с научно-исследовательскими центрами литейного производства и изготовления подшипников. При этом нужно создавать научно-производственные объединения и опытно-механические предприятия, обеспечивающие все этапы жизненного цикла изделия - от идеи до серийного образца.

Не обойтись и без центра планирования для анализа потребностей предприятий угольной и химической промышленности в запчастях и оборудовании. А еще предстоит создать научно-исследовательский центр сертификации и стандартизации продукции местных машиностроителей.

Тем временем

В угольном регионе планируют развивать не только угольное, но и химическое и транспортное машиностроение, производство комплектующих и запчастей для иных видов промышленности, наладить выпуск оборудования для переработки твердых коммунальных отходов. Лучше всего не отдельные станки и прессы, а технологические линии и даже заводы. Объемы ТКО позволяют. В помощь - кластерный подход, открывающий возможности получения государственных и областных субсидий. Ну а площадки с подготовленной инженерной инфраструктурой выгоднее готовить для потенциальных инвесторов заранее. Это, по мнению экспертов, стимулирует развитие не одного лишь машиностроения, но и перерабатывающей отрасли, деревообработки и строительства.

Юлия Потапова (Кемерово)

https://rg.ru/2023/12/21/reg-sibfo/ugolnaia-otrasl-kuzbassa-ostro-nuzhdaetsia-v-zameshchenii-importnoj-tehniki.html

 


2024-МАЙНИНГ