Попутная

Проблемы, которые предстоит решить, в первую очередь касаются пропускной способности восточных магистралей


Свыше 400 миллионов тонн — такова цифра добычи угля последние несколько лет (с 2017 года) в нашей стране, и больше половины из него уходит на экспорт. За последние восемь лет объем экспортных поставок вырос более чем на треть.

Внимание к расширяющимся рынкам сбыта Азиатско-Тихо­океанского региона не ослабевало в течение последних нескольких лет. Только за прошлый год на этом направлении было поставлено 122 миллиона тонн российского угля. И значение восточного направления для новых возможностей в начале марта подчеркнул президент России Владимир Путин на совещании о проблемах и задачах угольной отрасли. Тем самым усилив работу по развитию восточного коридора для экспорта нашего угля.

Проблемы, которые предстоит решить РЖД, в первую очередь касаются пропускной способности восточных магистралей. От нее напрямую зависят региональные программы развития угольной промышленности и инвестиции добывающих компаний.

— Важно, чтобы обязательства угольных компаний и перевозчиков, включая объемы угля, пункты загрузки и назначения, были строго определены, — отметил президент.

Правительство обязали подготовить пакет предложений для развития отрасли, которая имеет жизненно важное значение не только для угледобывающих регионов страны, но и для всей России.

— Не упустить этот момент, гибко используя логистические возможности нашей транспортной системы. Нарастить экспортный потенциал отечественной угольной промышленности — а это, подчеркну, означает новые рабочие места, рост доходов людей, занятых в этой отрасли и в транспортном комплексе тоже, — указал президент.

Восточный полигон: история проекта

Растущее значение Восточного полигона еще около десяти лет назад обязало ОАО «РЖД» разработать комплексный инвестиционный проект развития железнодорожной инфраструктуры. Он реализуется с 2013 года.

Программа модернизации Восточного полигона включает несколько проектов: «Модернизация БАМа и Транссиба», «Транссиб за 7 суток» и проекты развития Красноярской железной дороги (в частности участок Междуреченск—Тайшет и далее Артышта— Меж­ду­реченск—Тайшет). Основная задача всех проектов — обеспечение достаточной пропускной способности железных дорог по перевозке дополнительного объема грузов российских компаний.

Осуществление первых двух проектов должно увеличить провозную способность в восточном направлении до 210 миллонов тонн в 2025 году за счет строительства и реконструкции станций, строительства новых железнодорожных путей и двухпутных вставок, реконструкции мостов, тоннелей, а также возведения объектов хозяйства и жилых домов.

«Транссиб за 7 суток» сокращает время контейнерных перевозок с Дальнего Востока до западных границ РФ, а к 2024 году в целом увеличивает объемы контейнерного транзита в четыре раза. В рамках проекта предусмотрено сокращение времени контейнерных перевозок с Дальнего Востока до западных границ РФ до семи дней, что позволит укрепить конкурентную позицию железнодорожного транзита. Поэтапное повышение маршрутных скоростей движения контейнерных поездов до 1500 км в сутки, создание современных систем документооборота и модернизация подвижного состава — пути достижения планов проекта.

В 2013-2019 годах была выполнена часть работ по указанным проектам.

Параллельно с постепенным развитием Восточного полигона существенно увеличились портовые мощности на Дальнем Востоке. Так, угольный терминал АО «Дальтрансуголь» в порту Ванино вышел на мощность 24 миллиона тонн, угольный порт Посьет достиг перевалочной мощности 9 миллионов тонн, пропускная способность угольных терминалов порта Восточный суммарно превысила 30 миллионов тонн.


Справка:

Восточный полигон Российских железных дорог обеспечивает работу сразу нескольких трансевразийских коридоров. По его ключевым магистралям осуществляются:

  • перевозки грузов из западных регионов страны и с месторождений Урала и Сибири в сторону портов Дальнего Востока и далее морем к растущим рынкам Азиатско-Тихоокеанского региона;
  • отправки через железнодорожные сухопутные переходы Дальнего Востока, в частности через южный Транссиб и станцию Забайкальск к промышленным центрам и портам Китая;
  • отправки по транзитному маршруту через территорию Монголии.

Кроме того, Восточный полигон обеспечивает пассажирское сообщение между обширными территориями Дальнего Востока.


 

Ключевые грузы

Свыше 70 процентов загрузки БАМа и Транссиба в восточном направлении приходится на экспортные отправки угля в Азиатско-Тихоокеанский регион.

По данным РЖД, рост объемов перевозимого угля на восточном направлении в 2020 году составил 8,2 процента (93 миллиона тонн). Также имел место рост перевозок грузов в контейнерах — около 19 процентов.

Погрузка экспортных грузов в порты выросла на 4,7 процентов, составив 331,7 миллиона тонн в 2020 году. Погрузка на сети железных дорог в порты Дальнего Востока составила 110,4 миллиона тонн (+8,6 процентов).

Рост отправок угля на экспорт через порты Дальневосточного бассейна с большой вероятностью будет продолжаться. Каждый год крупнейшие игроки рынка сообщают о планах развития перспективных месторождений, открываются новые центры угледобычи в регионах России, ориентированных в первую очередь на поставки в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

В настоящее время на Дальнем Востоке работает более 20 угольных терминалов, из них специализированными считаются АО «Восточный порт» и АО «Торговый порт Посьет» (оба — Приморский край), АО «Дальтрансуголь» и АО «ВаниноТрансУголь» (оба — Ванино, Хабаровский край).

Целый ряд компаний и инвесторов, прежде всего связанных с угольными производствами, испытывают сложности с провозными мощностями. Это проекты компаний «ЭльгаУголь», «Колмар», «ВаниноТрансУголь» (угольный терминал «Колмара» в Хабаровском крае. В большинстве случаях это связано с модернизацией определенных участков железной дороги.

К 2025 году портовые мощности Дальневосточного бассейна планируют увеличить на 140 миллионов тонн. Каждый из крупных проектов может обеспечить добавочный объем производства и экспорта угля.

На Эльгинском месторождении до конца 2023 года планируется увеличить объем добычи угля с 5 до 45 миллионов тонн в год, расширить провозную способность железнодорожного пути «Эльга-Улак» до 30 миллионов тонн в год и построить перевалочные мощности в акватории порта Ванино в ближайшие три года.

«Колмар» продолжает развивать Инаглинскую шахту, а также планирует увеличить добычу на Денисовском месторождении, ожидаемый суммарный прирост добычи — 16 миллионов тонн. «Коулстар», в свою очередь, анонсировал увеличение добычи угля на двух разрезах Бейского месторождения на 25 миллионов тонн. «Сибантрацит» развивает месторождения сразу в нескольких регионах с суммарным ожидаемым приростом более чем 25 миллионов тонн. С учетом планов развития других месторождений таких компаний, как СУЭК, «Кузбассразрезуголь», ЕВРАЗ и ТЭПК, ожидаемый общий прирост добычи в регионах, тяготеющих к транспортировке по Восточному полигону, может превысить 130 миллионов тонн угля к 2025 году», — сообщает издание «Морские вести России»

Стоит отметить, что основной ввод мощностей терминалов Приморского края намечен на 2020-2022 годы, а терминалов порта Ванино в Хабаровском крае — на 2023-2025 годы.

На сегодняшний день предполагается, что в ходе реализации первого этапа модернизации Восточного полигона суммарно будет построено около 670 км путей, на втором этапе (до 2024 года) — более 1,3 тысячи км, проведена реконструкция железнодорожных станций, а также будет усилено энергоснабжение.

Первый этап модернизации Восточного полигона БАМа и Транссиба предусматривает увеличение в 2021 году провозной способности этих магистралей в направлении морских портов и пограничных переходов Дальнего Востока до 144 миллионов тонн в год.

В 2021 году будет завершено строительство стратегически важного участка железной дороги Междуреченск — Тайшет, а также в полном объеме будут выполнены работы первого этапа развития Восточного полигона. Сейчас на строительстве путей и необходимой инфраструктуры задействованы 3,5 тысячи специалистов и 1,2 тысячи единиц техники. Чтобы выполнить все работы без отставаний от плана, к реализации проекта будет привлечено еще более 20 тысяч рабочих разных специальностей.

Реализация второго этапа развития позволит увеличить пропускную способность БАМа и Транссиба до 180 миллионов тонн в год до 2024 года.

В целом, до 2024 года объем финансирования модернизации транспортной инфраструктуры составит около 780 миллиардов рублей.

Евгения Райнеш


2024-МАЙНИНГ