Под флагом ДНР

Как меняется характер людей за годы жизни и работы в прифронтовой зоне


Пять лет назад я беседовал с министрами промышленности и угольной отрасли ДНР. Эти люди были скупы на слова, в разговоре чувствовалось, как они выверяют фразы, выбирают слова. Тогда я списывал это на то, что РФ не признавала ДНР официально и нужно было не выдать неофициальное сотрудничество в некоторых областях. Но, оказывается, дело не только в этом было. Люди из ДНР действительно очень сдержанны стали в словах, в выражении эмоций, в оценках и суждениях. В них куда четче проявлен некий внутренний стержень. Видимо, так меняется характер людей за годы жизни и работы в прифронтовой зоне.

В беседе с Владиславом Мураем, председателем совета директоров ООО «НПО «Ясиноватский машиностроительный завод» я снова местами натыкался на некую стену. Он мягко говорил «давайте, я не буду отвечать на этот вопрос». Отказ говорить на некоторые темы был дружеским, и чувствовалось, что ответ все же можно было бы получить, но тем не менее настаивать я не стал. Уровень доверия и так был достаточно высоким.

— Основой Донбасского края всегда были и есть угольная промышленность и машиностроительная. В связи с тем, что произошли определенные события, в Донецкой области в 2014 году создали Донецкую Народную Республику. Машиностроителям пришлось диверсифицироваться, — рассказывает Владислав Мурай. — Дополнительные сложности возникли еще и в связи с тем, что Украина объявила блокаду ДНР. А наши основные заказчики были на территориях, подконтрольных Украине. И поставщики сырья, материалов тоже оказались за линией разграничения. Это Днепропетровск, сталелитейные предприятия и так далее. То есть ни поставок сырья, ни рынка сбыта. До этого наш завод производил до пятидесяти различных машин в год. Это не считая заказов на ремонтные работы. В связи с решениями управленцев на Украине у нас рынок сбыта исчез. В Российскую Федерацию мы поставляли продукцию, но не в том объеме, в котором хотелось бы.

С 2015 года мы начали процесс диверсификации рынков сбыта. Главными потребителями продукции стали РФ и страны Таможенного Союза. Параллельно мы искали новых поставщиков сырья, заключали внешнеэкономические контракты. Буквально за полгода мы полностью перешли на сырье из Российской Федерации.

— Наверняка это было не просто в юридическом плане, так как РФ не признавала ДНР?

— Да, это создавало сложности. Но мы находили пути решения этих вопросов, в плане поставок сырья. Главное все же заключалось в поиске рынка сбыта. Ранее российский рынок не был для нас приоритетным, поскольку наши потребители, донбасские шахты, у нас практически под боком. Спрос на наше проходческое оборудование на Донбассе упал. Это серьезно ударило по объемам реализации. Выход один — наладить поставки в Российскую Федерацию. Вот именно в плане сбыта мы и столкнулись с проблемой, что мы непризнанная республика. Наша продукция официально импортная, а страна-импортер — как бы Украина. Это все создавало массу сложностей.

Был найден выход — получить российскую «прописку». Это был сложный процесс, ведь все наши производственные мощности в ДНР. Не буду заострять на этом внимание, но наши комбайны все же уходили в Российскую Федерацию. Сейчас, в связи с признанием Донецкой Народной Республики, все стало проще.

Угольный бизнес в России частный, а в демократической стране навязать частнику покупать что-то у конкретного поставщика государство не в праве. То есть мы предлагали свою продукцию как и все на свободном рынке. При этом у нас, в отличие от конкурентов, условия работы куда сложнее в связи с политической и военной обстановкой. Тем не менее мы вышли на рынок и находим своего потребителя.

— Ситуация на фронте как влияла на работу завода?

— Боевые действия в Ясиноватском районе велись и ведутся до сих пор. Все восемь лет линия разграничения проходила в трех километрах от завода. Обстрелы со стороны украинских войск все это время имели место быть. Но тем не менее завод работал, это все же градообразующее предприятие. Коллектив нам удалось сохранить. Сейчас это 350 человек, но при росте объемов производства мы можем увеличить численность до тысячи и более. Потенциал у нас есть.

— Такая близость к позициям украинских войск была опасна для предприятия?

— Прилеты по заводу были, но скажу так: завод в основном не пострадал. Не буду заострять на этом внимание. И даже в таких непростых условиях мы работали, производили и поставляли продукцию на территорию России и Белоруссии. Сейчас войска ДНР и РФ продвигаются вперед, вроде прилетов по городу стало меньше.

— В Кузбасс, да и в стране в целом, большая проблема с кадрами в машиностроении. Как вам удалось сохранить трудовой коллектив?

— Понимаете, наш завод — это градообразующее предприятие. На предприятии сложилось множество трудовых династий. Людей с заводом связаны поколениями, судьбами. Люди трудом доказывают, что они могут справиться с любой проблемой. И становятся лишь сильнее. У нас нет каких-то долгосрочных и четко прописанных социальных программ. Но собственник завода, руководство делают все возможное, чтобы людям жилось легче в это непростое время. Завод помогает каждому человеку в его конкретных проблемах. У кого-то обстрелы разрушили дом, помогаем в ремонте, с жильем. Завод, город, его население взаимосвязаны. Мы живем общими проблемами, успехами. Что касается работы, то война войной, но взятые на себя контракты мы исполняем.

Пусть в этом интервью многое недосказано. Но вы только представьте, что за люди трудятся на этом и ему подобных заводах, фабриках, шахтах, расположенных по сути в прифронтовой зоне последние годы. Когда, спускаясь в шахту или минуя проходную по пути в цех, ты не знаешь, будет ли цел твой дом после смены. И все равно идти и работать. Обычные люди. Просто жизнь заставила их стать тверже.


Для справки:

ООО «Научно-производственное объединение «Ясиноватский машиностроительный завод» (далее  — «ЯМЗ») основан в 1947 году и является одним из крупнейших в СНГ производителем горнопроходческой техники для угольных шахт, подземных разработок рудников (ураносодержащих, калийных, алмазоносных и других), оборудования для строительства тоннелей для ж/д транспорта, метро и автодорог. «ЯМЗ» поставлял оборудование для сооружения железнодорожных тоннелей БАМа, для строительства метро и других подземных объектов Санкт-Петербурга, Москвы, Новосибирска, Самары и не только.

 


Игорь СЕМЕНОВ

08.06.2022 г.


2024-МАЙНИНГ