Разморозка

Не позднее 2024 года планируется окончательно достроить и оборудовать национальный аэромобильный центр подготовки шахтеров и горноспасателей в Новокузнецке


Строительство предусматривает софинансирование из федерального бюджета.

Поручено — достроить

Поручение президента Рос­сий­ской Федерации о создании в Ново­кузнецке центра подготовки шахтеров и горноспасателей опубликовано в списке поручений по угольной отрасли страны на сайте Кремля в начале января наступившего года.

Это решение было принято после трагедии в шахте «Листвяжная» на заседании комиссии Госсовета в числе вопросов повышения уровня промбезопасности в Сибири и на Дальнем Востоке. (По данным пресс-службы Управления генпрокуратуры РФ по СФО, в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах эксплуатируется более 25 тысяч опасных производственных объектов.)

В такой ситуации просто необходимо проводить постоянное обучение спасателей в условиях, приближенных к реальным. А в Новоильинке (Новокузнецк) с 2010 года ведутся разговоры, а с 2014 — пытаются довести до ума большой учебно-
тренировочный центр, который изначально предназначался для тренировки спасателей и оснащения всех подразделений МЧС оборудованием, отвечающим самым современным технологиям.

Но, несмотря на то что само строительство ведется с 2014 года, оно так и не завершено, что не позволяет проводить полный цикл подготовки шахтеров и горноспасателей к поведению в аварийных ситуациях.

Десять лет назад. Начало

2010 год для Кузбасса был трагичен так же, как и 2021-й: на шахте «Распадская» произошли два взрыва метана. Второй был такой силы, что даже на поверхности погибли семь человек. Всего трагедия унесла жизни 71 шахтера и 20 горноспасателей.

В 2010 году Дмитрий Медведев (тогда — президент РФ) подписал указ, согласно которому военизированные горноспасательные части общей численностью около 5 тысяч человек переданы МЧС России. До этого времени они находились в ведении сразу трех ведомств — Минпромторга, Ростехнадзора и Минэнерго. В России на базе объединенных горноспасательных подразделений создалась единая военизированная служба МЧС.

Тогда заговорили о том, что, кроме укрепления системы безопасности под землей, необходимо менять подготовку горноспасателей и шахтеров. «Около 30 процентов погибших в шахтах — это люди, которые элементарно не умеют пользоваться самоспасателями», — говорилось в сообщении МЧС.

В аварийных условиях необходимо знать, как работают самоспасатели в различных ситуациях: при движении в задымлении или при подъемах, при неправильном или несвоевременном включении после срабатывания пускового устройства. А также вырабатывать устойчивый поведенческий фактор, то есть способность шахтера противостоять условиям чрезвычайной ситуации, не поддаваться панике. Реализовывать же все типовые ситуации при существующей системе обучения было невозможно из-за трудностей в приближении учений к условиям, реально возникающим при авариях.

Поэтому назрела необходимость пересмотра существующей системы подготовки подземного персонала. Возникла мысль о возведении актуального учебно-тренировочного комплекса, где можно будет готовить специалистов подземных работ для действий при различных аварийных ситуациях. Отрабатывать на условиях, приближенных к реальным, тактику спасения при пожаре, обрушении, выбросе метана.

В то время глава МЧС России Сергей Шойгу счел целесообразным в рамках программы реструктуризации угольной промышленности создать подобный национальный центр в Кузбассе: «Это позволит оперативно реагировать на аварии и катастрофы на сложных объектах в любом уголке России». А обучаться в этом центре смогут горняки не только Кузбасса, но и Хакасии, Красноярского края.

Модель спасательного городка

За основу был взят мировой опыт. Специалисты детально изу­чали принципы работы подобного учебного комплекса в австралийском Новом Южном Уэльсе, система которого позволила за пять лет сократить уровень производственного травматизма на угольных шахтах на 44 процента и на треть — потери рабочего времени. На международных конференциях горноспасатели обменивались опытом и знаниями об устройстве служб горноспасателей в Колумбии, Южной Африке, Польше и других странах. В том числе и в Китае, где тогда велось строительство сразу нескольких аналогичных центров, первый из которых был введен в эксплуатацию в 2011 году.

Изначально в проект закладывалось 3,5 миллиарда рублей. Предусматривалось, что на площади в 12 гектаров вырастет целый городок. Это учебно-тренировочный корпус, технологический модуль с учебной шахтой, два общежития квартирного типа, спортивный комплекс со стадионом. Предполагалось, что в бассейне водолазы будут тренировать навыки работы в ограниченных пространствах, а в гидробарокамере — восстанавливать организм после нагрузок. А еще на территории планировалась вертолетная площадка, гаражные боксы и автопарковки. Ученики смогут получать не только теоретические и практические знания: в центр поставлялось видеооборудование формата 3D, создающее виртуальную картину работы в шахте и моделирующее различные аварийные ситуации и методы спасения людей, попавших в подземную катастрофу.

Также в разрабатываемой программе обучения был заложен еще один немаловажный фактор: предполагалось, что в процессе подготовки отсеются люди, склонные к алкоголизму, наркомании, страдающие серьезными заболеваниями.

Также в Центре предполагалось базировать отряд быстрого реагирования, который в случае ЧС сможет незамедлительно вылететь на место происшествия в любой регион страны. Именно поэтому изначально ставился вопрос о строительстве автотрассы, связывающей Новоильинский район с международным аэропортом Спиченково.

В общем, тогда будущий центр называли уникальнейшим объектом, аналогов которому нет в мире.

Хроника строительства

В 2012 году в Новоильинском районе Новокузнецка состоялась торжественная церемония закладки памятного камня на месте возведения будущего центра.

В 2014-м распоряжением правительства РФ было создано Федеральное государственное казенное учреждение дополнительного профессионального образования «Национальный аэромобильный спасательный учебно-тренировочный центр подготовки горноспасателей и шахтеров».

В 2015-м прошла торжественная церемония завершения строительства учебно-тренировочного корпуса, на которой присутствовал начальник управления ВГСЧ МЧС России А.Ф. Син. В эксплуатацию были введены одно общежитие и учебно-тренировочный корпус с несколькими конференц-залами и столовой. Учебные классы уже были оборудованы специальными тренажерами, а 3D-кинозал с обзором в 360 градусов в виртуальном режиме позволял моделировать чрезвычайные ситуации.

В 2016 году состоялось торжественное открытие учебного процесса в ФГКУ «Национальный горноспасательный центр».

В 2018-м Госинспекция строительного надзора наложила запрет на эксплуатацию спасательного центра в Новокузнецке из-за выявленных нарушений при строительстве (на тот момент называлась сумма капвложений в 1 миллиард рублей).

Настоящее

В общем, как уже стало понятно, на настоящий момент первый и единственный в России Национальный аэромобильный спасательный центр так и не был достроен. Занятия там проходят и сейчас, но вовсе не в том масштабе и не с тем размахом, как планировалось изначально.

Хотя…

В учебно-тренировочном корпусе размещены четыре учебных аудитории, два компьютерных класса, зал селекторных видеоконференций, три конференц-зала, оборудованы пять залов 3D-моделирования аварийных ситуаций и спасения людей.

Например, для наиболее глубокого погружения в виртуальную реальность в зале на 20 человек компанией TEGRUS (российский системный интегратор) разработана «Подсистема 360». Она оборудована цилиндрическим экраном диаметром 10 метров с круговой обзорностью 360 градусов. Во время занятий на экран проецируется видеоизображение, представляющее собой среду виртуальной угольной шахты. Управление средой виртуальной шахты осуществляется в режиме реального времени. В виртуальной среде шахты отображены горноспасатели, экипированные в соответствии с требованиями военизированных горноспасательных частей РФ, а также оборудование шахты, расположенное в местах, соответствующих технологии добычи. В процессе обучения запускаются различные сценарии работы на шахте либо внештатных аварийных ситуаций (пожар, взрыв газа, обрушение кровли, неисправность оборудования и тому подобное).

В ФКГУ «Национальный горноспасательный центр» работают медицинский центр и научно-исследовательский отдел, а также на его базе, как и предполагалось, действует военизированный горноспасательный отряд быстрого реагирования.

То есть нельзя сказать, что проект канул в небытие. Просто притормозился, растянувшись на время, гораздо более длительное, чем предполагалось изначально.

Например, сегодня в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» продолжается строительство пути к центру подготовки горноспасателей и шахтеров. Об этом сообщается на официальном сайте нацпроекта.

Известно, что сейчас на проспекте Авиаторов ведутся работы по возведению магистрали с четырьмя полосами движения, кольцевыми развязками, освещением, остановочными платформами и пешеходными зонами. Летом подрядчик приступит к укладке асфальтобетонного покрытия.

Евгения Райнеш


СПРАВКА

Первая горноспасательная станция на восточной территории царской России была открыта в 1907 году на Анжерских «казенных» копях.

Основателем и первым начальником станции был по совместительству штейгер (заведующий шахтой №14) Анисим Афанасьевич Ушаков. В основном спас-станция состояла из совместителей, именовавшимися «вспомогателями», то есть работников, которые в свободное, но заранее определенное время являлись для несения дежурства и учебы в служебное здание спасстанции. Штатным был один инструктор, который и знакомил их с горноспасательным делом и аппаратурой.

На вооружении горноспасательной станции стояли иностранные респираторы образца 1904-1909 годов и шланговые «Вестфалия». Транспортом для выезда на шахты спасстанция не располагала. В случае выезда транспорт представлялся пожарной командой рудника. Связь со вспомогателями (вызов) осуществлялась сиреной, находившейся при котельной шахты №1 и действовавшей от парового котла, такой сбор вспомогательной (в дальнейшем и профессиональной) команды производился вплоть до 1930 года.

Первое серьезное испытание постигло горноспасателей 24 февраля 1908 года, когда на шахте №7 Судженских копей возник подземный пожар и часть шахтеров оказались отрезанными в дальних выработках. Администрация шахты растерялась и действовала довольно вяло. В результате спасательных работ только к вечеру следующего дня спасателям удалось добраться до злополучного отрезанного штрека, где к этому времени погибли 12 шахтеров.

В 1925 году штат спасстанции был доведен до 18 человек и располагал транспортом из 6 лошадей. С этого времени Анжерская горноспасстанция стала носить название «Сибирская Горноспасательная Станция», объединяя руководство и организацию горноспасательного дела Кузбасса, Восточной части Сибири и ДВК. Помещение под спасстанцию было отведено вблизи шахты №1.

В 1934 году Анжерская спасстанция получила название «18-й военизированный горноспасательный отряд». К этому времени следует отнести появление в ВГСЧ машин.

Источник MiningWiki


2024-МАЙНИНГ