Контуры будущего

Стратегия развития как инструмент поиска новых точек роста


II Всероссийская конференция «Пространственный анализ социально-экономических систем: история и современность», посвященная памяти академика Александра Григорьевича Гранберга, прошла в Новосибирске.

— Александр Григорьевич открыл новое направление — моделирование межотраслевой и межсубъектной кооперации, дефицит которой по сей день тормозит развитие и Сибири, и всей России», — констатировал, открывая мероприятие, председатель Сибирского отделения РАН академик Валентин Пармон.

Конференция работала пять дней по пяти секциям:

Теория и методология пространственной и региональной экономики;

Стратегии, программы и проекты социально-экономического развития страны и ее макрорегионов;

Экономико-математическое моделирование межрегиональных и межотраслевых отношений;

Россия в мировой экономике: Сибирь, Дальний Восток, Арктика в экономике России и мира;

Институциональные аспекты развития региональных систем.

Как жить будем?

Особенно любопытным читателю «УК» может показаться анализ актуальных подходов к вопросу перспективного развития Кузбасса, проведенный группой ученых из Новосибирска и Кемерова (Ю.А. Фридман, Г.Н. Речко, Е.Ю. Логинова — Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск, О.И. Хохрина — Кемеровский государственный университет).

Ими были выявлены несколько основных концепций функционирования региона в горизонте 20–30 лет, которые в разной степени были учтены при формировании стратегий социально-экономического развития Кемеровской области до 2035 года.

Индустрия 4.0 и создание новых производств

Концепция «новой индустриализации» предложена специалистами Кемеровского государственного университета.

В 2018 году вуз выиграл конкурс на разработку стратегии региона до 2035 года.

Согласно данной концепции, базисом экономического развития, роста макроэкономических показателей и повышения качества жизни населения Кузбасса должна стать новая индустриализация. Это означает повышение эффективности, безопасности и экологичности действующих производств, включая переход традиционных отраслей на принципы Индустрии 4.0, и создание новых производств и отраслей.

Угольной отрасли (сегодня — это основа кузбасской экономики) предстоит адаптироваться к новым условиям (эффективнее эксплуатировать месторождения, снижать ресурсоемкость, увеличивать производительность труда, внедрять безлюдные технологии и тому подобное), что позволит Кузбассу укрепить свой статус ведущего российского центра по производству и экспорту угля.

В химическом комплексе новая индустриализация означает диверсификацию ассортимента посредством повышения глубины переработки продуктов и полупродуктов, рециклинга.

Машиностроению предстоит серьезная перестройка: внедрение современных организационных подходов (например, кластерного) и освоение новых рыночных ниш.

Будущее агропромышленного комплекса (АПК) области связывается с внедрением «точного земледелия» с использованием цифровых технологий.

Еще одна точка роста — высокотехнологичная медицина на базе биомедицинского кластера.

Значительный потенциал есть у сектора производства малотоннажной продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе из угля.

Целевой сценарий развития Кемеровской области предусматривает модернизацию отраслевой структуры и системы управления, проактивную социально-экономическую политику. А решающая роль в его реализации отводится инновациям, трансферу технологий, бенчмаркингу лучших мировых практик, получению и тиражированию новых компетенций.

Масштабные структурные сдвиги

Следующая — концепция социально-экономического возрождения Кузбасса Института народнохозяйственного прогнозирования РАН.

Авторы этого подхода констатируют: наличие целого ряда острых проблем все же не обрекает Кузбасс на неизбежное отставание. Регион сохраняет значительный потенциал для развития, который определяется следующими конкурентными преимуществами:

  • потенциал мощной отрасли-лидера (угольной), способной обеспечить значительные доходы для Кемеровской области и обладающей возможностями для увеличения производства и экспортных поставок;
  • наличие отраслей с хорошими рыночными перспективами (металлургия, химия, АПК, пищевая промышленность, туризм и тому подобное);
  • большой внутренний рынок сбыта;
  • разветвленная транспортная сеть;
  • развитая энергетическая инфраструктура;
  • высокий потенциал научных и образовательных учреждений;
  • наличие значительных земельных угодий, пригодных для сельского хозяйства и рекреационной деятельности и тому подобное.

Сторонники данной концепции уверены, что изменить ситуацию в Кемеровской области к лучшему могут только масштабные структурные сдвиги, для чего региональные и федеральные власти должны предпринять комплекс мер.

Необходимо восстановить роль Кузбасса как основной промышленной базы для развития национальной экономики (важно возродить машиностроение и стимулировать развитие металлургии, которые имеют большой потенциал спроса внутри страны).

Следует резко увеличить число высокооплачиваемых рабочих мест в регионе, а создавать новые рабочие места следует в первую очередь за счет диверсификации экономики путем опережающего развития обрабатывающих отраслей, АПК и сферы услуг.

Надо запустить масштабные программы, нацеленные на решение важнейших социальных и экологических проблем Кемеровской области.

Глобальное лидерство

Концепцию глобального лидерства Кузбасса представляет Центр стратегических исследований Института математических исследований сложных систем Московского государственного университета.

Приверженцы такой концепции исходят из необходимости реализации условий, которые позволят Кемеровской области стать «лидером инновационного развития не только российской промышленности, но и центром прорывных инициатив, центром международного туризма в Сибири, где Человек и повышение качества его жизни — основной ориентир всех стратегических преобразований».

Для достижения такого результата региону предлагается сфокусировать усилия на семи генеральных направлениях, или «контурах приоритетов» (достойная жизнь людей, стратегическая диверсификация экономики и так далее) — и в совокупности выделяют в них 39 разных приоритетов.

Невзирая на стремление привнести в регион максимум авангардных технологий, сторонники концепции глобального лидерства Кузбасса учитывают определяющее значение для его экономики минерально-сырьевых ресурсов.

Например, при создании в Кемеровской области новой конкурентной отрасли — водородной (в том числе водородной энергетики) — в качестве ресурса для производства водорода предполагается использовать уголь. В комплексе это даст возможность создать в регионе рабочие места, решить ряд экологических проблем, стимулировать экономический рост. Водородная промышленность Кузбасса, по замыслу идеологов этого проекта, позволит России сохранить энергетическое лидерство и поможет самому Кузбассу к 2035 году стать лидером мирового энергетического рынка.

Доходы угля — на повышение качества жизни

Анализ приведенных концепций модернизации кузбасской экономики позволяет констатировать: все они признают сохранение за регионом ресурсной специализации на кратко- и долгосрочную перспективу, а предлагаемые точки роста, в первую очередь в промышленности, зачастую представляют собой очередную попытку перелицевать «старое отраслевое пальто» и по большому счету не способны помочь встроить регион в новую глобальную экономику.

Специалисты ИЭОПП СО РАН (авторы текущего анализа) решение проблемы видят в формировании нового качества ресурсного направления развития Кузбасса, нацеленного не только на монетизацию, но и на социализацию получаемых эффектов. Этот подход можно условно назвать «экономический ребрендинг».

В перечень первостепенных для региона задач авторы концепции включают позиционирование угля и других природных ресурсов Кузбасса в качестве источника роста благосостояния проживающих на его территории людей, что должно стать базовой идеей долгосрочного социально-экономического развития территории. Через эту призму следует оценить ее ресурсный потенциал (минеральные ресурсы, бизнес, наука, образование, общество) и определить драйверы и эффективные точки роста для региона на длительную перспективу.

Не менее важно в краткосрочной перспективе создать работоспособные механизмы перенаправления угольных рентных доходов в структурную перестройку социальной и экономической сфер для повышения качества жизни населения Кемеровской области и формирования условий для запуска новых отраслей, способных обеспечить стратегическую стабильность территории.

Что имеем

Разумеется, было бы идеально определить региону именно то развитие, которое вдохнет в него оживляющую силу, привлечет кадры и обеспечит им достойную жизнь. Но стратегия развития — живой организм, она испытывается на практике годами. Она регулярно подлежит изменению, росту.

Так, после выполнения первой стадии разработки стратегии явилась новая концепция стратегии развития Кемеровской области — Кузбасса на период до 2035 года и на более длительную перспективу (в 5 томах). Она, в принципе, сегодня и лежит в основе развития региона. В авторах — лучшие ученые страны — команда Московского государственного университета имени Ломоносова. В основе «Концепция глобального лидерства» (см. выше).

Углю здесь предназначено «использование авангардных экологически и экономически эффективных технологий, в том числе «чистого угля». С учетом высокого потенциала угля в качестве ресурса для производства водорода данный тренд стал основанием для формулирования также важнейшего для Кузбасса приоритета — развития водородной энергетики, о чем, впрочем, уже говорилось. Наряду с развитием традиционных для региона отраслей на основе имеющихся богатых запасов полезных ископаемых, в стратегии обоснованы и предложены приоритеты создания авангардных промышленных кластеров в сфере наиболее инновационных отраслей промышленности XXI века, которые связаны с углем и углехимией.

Одним из наиболее существенных глобальных трендов в концепции стратегии указана цифровизация экономики, развитие дистанционной и прогрессивных видов занятости.

Приоритетом, который кардинально изменит эффективность всей транспортно-логистической системы России, является формирование в Кузбассе одного из главных железнодорожных и авиационных центров.

Реализация стратегии Кузбасса-
2035 «кумулятивно ведет, в конечном счете, вместе с воплощением в практику всех предыдущих контуров, к созданию нового качества жизни населения Кузбасса, усилению его привлекательности для молодых поколений, формированию благоприятной среды проживания для людей старшего возраста. Это повысит удовлетворенность жителей и гостей Кузбасса качеством окружающей среды, продуктами питания и питьевой водой, услугами образования, культуры, спорта и здравоохранения».

P.S.:

Практически у каждого плана развития имеются приверженцы и критики, это нормально. Создателей последней, действующей, концепции упрекают в оторванности от реалий и слабом знании региона. Однако функция ученых именно в том и заключается, чтобы творить чистую науку, стоящую где-то над практикой жизни. Прогнозы гениев сбываются. Не путем ожидания чуда, конечно, но за счет постоянной кропотливой работы. Главное, чтобы в движении и действии были заинтересованы абсолютно все.

Леонид Алексеев
IEIE.SU,
КУЗБАСС2035.РФ


2024-МАЙНИНГ